



Как известно, бронестойкость определяется как толщиной самой брони, так и углом, под которым снаряд попал в эту броню и определяется формулой:
бронестойкость = (толщина брони) / (cos( gamma )), где gamma - угол между вектором скорости снаряда в точке соприкосновения с бронелистом и нормалью бронелиста, проведенной в этой же точке.
Так как угол между снарядом и бронелистом в реальных условиях зависит от многих показателей, то в общем случае для оценки бронестойкости принято, что снаряд летит параллельно поверхности на которой стоит бронеплита (собственно для бронебойных и подкалиберных снярядов это так и есть, так как они обладают высокой начальной скоростью, по сравнению с фугасами и камулятивами), поэтому для таких выстрелов прочность брони можно расчитывать по формуле:
бронестойкость = (толщина брони) / (cos( alpha ) * cos( betta )), где alpha - угол наклона брони к вертикали, а betta - угол поворота брони по горизонтали относительно траектории полёта снаряда.
Из этой формулы видно, что если бронеплита будет расположена параллельно земле или повернута вдоль лини полёта снаряда, то её бронестойкость будет равна бесконечности, поэтому не удивляйтесь, если услышали "Броня не пробита"

Для некоторых моделей танков мной была составлена таблица оптимального угла повората корпуса танка к противнику, так что бы вероятность пробития была наименьшей (слабые точки при расчёте не учитывались).
Условные обозначения в таблице:
БК - базовые ТТХ корпуса (взяты из схем бронирования): (броня, мм)/(угол наклона к вертикали, градусы)
ПБ - приведенная броня для данных ТТХ (мм)
ОУП - оптимальный угол поворота танка с расчётом получаемой приведенной брони (градусы)
данные по броне идут как: лоб (низ, середина, верх), борт (низ + ходовая, верх). Броня ходовой принята за 25 мм.
ИС-4
БК: лоб (160/40, 140/61, 200/45); борт (185/0, 160/30);
ПБ: лоб (209, 289, 283); борт (185, 185);
ОУП 41 гр: лоб (279, 386, 378); борт (279, 279);
ИС-1/2
БК: лоб (100/30, 60/72, 120/30); борт (115/0, 90/15);
ПБ: лоб (115, 194, 139); борт (115, 93);
ОУП 39 гр: лоб (148, 249, 178); борт (183, 148);
КВ-1/2
БК: лоб (75/30, 40/65, 75/30); борт (100/0, 75/0);
ПБ: лоб (87, 95, 87); борт (100, 75);
ОУП 41 гр: лоб (115, 125, 115); борт (153, 115);
КВ-13
БК: лоб (100/40, 80/70, 120/30); борт (100/0, 85/0);
ПБ: лоб (131, 234, 139); борт (100, 85);
ОУП 33 гр: лоб (156, 279, 165); борт (183, 156);
КВ-1С
БК: лоб (60/25, 30/70, 75/30); борт (85/0, 60/0);
ПБ: лоб (66, 88, 87); борт (85, 60);
ОУП 42 гр: лоб (89, 118, 117); борт (127, 89);
Т-34
БК: лоб (45/53, 45/60, 45/60); борт (70/0, 40/40);
ПБ: лоб (75, 90, 90); борт (70, 52);
ОУП 35 гр: лоб (91, 110, 110); борт (122, 91);
Т-34-85
БК: лоб (45/60, 45/60, 45/60); борт (70/0, 45/40);
ПБ: лоб (90, 90, 90); борт (70, 59);
ОУП 33 гр: лоб (107, 107, 107); борт (128, 107);
Tiger
БК: лоб (100/21, 62/77, 100/8); борт (87/0, 82/0);
ПБ: лоб (107, 276, 101); борт (87, 82);
ОУП 39 гр: лоб (138, 355, 130); борт (138, 130);
Tiger II
БК: лоб (120/50, 150/50, 150/50); борт (105/0, 80/25);
ПБ: лоб (187, 233, 233); борт (105, 88);
ОУП 25 гр: лоб (207, 258, 258); борт (246, 207);
Ferdinand
БК: лоб (200/35, 200/12, 200/25); борт (85/0, 80/0);
ПБ: лоб (244, 204, 221); борт (85, 80);
ОУП 21 гр: лоб (262, 220, 237); борт (233, 220);
Maus
БК: лоб (200/35, 200/55, 200/55); борт (210/0, 185/0);
ПБ: лоб (244, 349, 349); борт (210, 185);
ОУП 37 гр: лоб (306, 437, 437); борт (348, 306);
T29
БК: лоб (70/58, 102/54, 127/54); борт (76/0, 76/0);
ПБ: лоб (132, 174, 216); борт (76, 76);
ОУП 30 гр: лоб (152, 200, 249); борт (152, 152);
T32
БК: лоб (70/58, 127/54, 127/54); борт (76/0, 76/0);
ПБ: лоб (132, 216, 216); борт (76, 76);
ОУП 30 гр: лоб (152, 249, 249); борт (152, 152);
Как видно из таблицы, если правильно повернуться, то общая бронестойкость значительно возрастает и некотрые танки в состоянии выдержать даже прямое попадание из БЛ-10. В любом случае, даже небольшой поворот корпусом повышает шансы противника услышать "Не пробил" или "Рикошет"


Удачи Всем на полях сражений!

Update:
Для большинства танков существует безопасный угол поворота, максимальное значение которго составляет 20 градусов - если танк повернут на этот угол (или меньший), то все попадания в бок будут либо рикошетами, либо непробитиями, плюс к этому толщина лобовой брони увеличивается на 6.4%. Поворот на безопасный угол особенно актуален для ПТшек и САУшек с картонными боками

Update:
Таблица процентного увеличения лобовой брони (без учёта горизонтальных углов поворота) при повороте танка (в градусах):
10 - 1,5 %
15 - 3,5 %
20 - 6,5 %
25 - 10 %
30 - 15 %
35 - 22 %
40 - 31 %
45 - 41 %
50 - 56 %
55 - 74 %
60 - 100 %
65 - 137 %
70 - 192 %
75 - 286 %
80 - 476 %