Изменения в патче 1.9:
Т-60
- Боезапас орудия 12,7 мм ДШК изменён с 1000 до 2000 снарядов
- Боезапас орудия 20 мм ТНШ изменён с 740 до 1480 снарядов
- Боезапас орудия 37 мм ЗиС-19 изменён с 125 до 250 снарядов
- Стоимость ремонта уменьшена на 50%
- Доходность уменьшена на 18%
- Прочность с башней Т-40 изменена с 150 до 325 единиц
- Прочность с башней Т-60 изменена с 170 до 340 единиц
Здравствуй, читатель. В данном обзоре рассматривается легкий танк Т-60, третий по массовости танк РККА.
Содержание:
Часть 1: Исторические факты, воспоминания современников, различныемнения, технические подробности.
Часть 2: Т-60 в наше время, в том числе и в играх.
Часть 3: Т-60 в World of Tanks.
ЧАСТЬ 1
Внимание читатель, берегись! Во спойлерах скрываются стены текста. Будь осторожен! Каждое "многа буков, ниасилил" тяжким бременем ляжет на совесть автора!
Конструктор Николай Александрович Астров о своем детище
По его чертежам были построено больше 28.000 танков и самоходок. А чего добился ты?
Всю свою конструкторскую жизнь я работал на стыке автотракторостроения и танкостроения. И это понятно. Автомобильные и тракторные заводы у нас уже были мощные. И задача — дать больше танков — побуждала конструкторов и организаторов производства всемерно использовать для этой цели опыт и производственную базу автотракторной промышленности». Т-40 снабжали автомобильным двигателем ЗИС-5 и автомобильной коробкой передач. Максимальная скорость его на шоссе равнялась 44 км/ч, а на воде — 5 км/ч. «Автомобильные истоки» позволили значительно улучшить обзор для механика-водителя, который размещался по центру танка, а значит, мог видеть обстановку не только впереди, но и по сторонам через смотровые приборы в стенках выступающей вперед рубки. Кстати, компоновка танка и его центровка давали хорошую остойчивость на воде. Еще одна существенная деталь — четыре опорных катка имели торсионную подвеску, которая была намного лучше, чем в немецких танках и танках других западных держав. А мелкозвенчатая гусеница обеспечивала хорошее сцепление с грунтом и высокую проходимость...
Прим. автора: Хотя в воспоминаниях упоминается Т-40, все вышеупомянутое было справедливо и для Т-60.
История одного танкиста
Советские танкисты смотрят на фотографа серьезно и сурово, но одновременно несколько недоумевающее...
Из воспоминаний танкиста Смолякова Ивана Ерастовича о Т-60 (обработка В. Дьяконова):
"Попал я в запасной полк, там мы недели две вспоминали, чего забыли. Водили опять же Т-26. Выдали обмундирование, но плохонькое, с чужого плеча уже. Даже старые шлемы у нас встречались - не мягкие, брезентовые, а жесткие, кожаные. Шинели дали, ботинки - а сапог не дали. Из запасного полка отправили меня в 20-ю танковую бригаду, она как раз на переформировку была отведена. Были в ней опять же Т-26, несколько Т-34 и десяток легких новых танков Т-60.
Я очень хотел на "тридцатьчетверку" попасть. До этого я ее и не видал, слыхал только в госпиталях, что есть такой танк. Ну ты же видел Т-34, понимаешь - она вся как бы вперед направлена, как на таран... Но нас, новоприбывших, рассадили на Т-26 и Т-60. Я попал на Т-60. Не понравился он мне - маленький, тесный, весь приплюснутый какой-то. Да и пушка - что такое 20 миллиметров калибр? Что из нее пробить можно? Но приказ есть приказ, и стали мы с моим новым командиром - младшим лейтенантом Пешко, к этому танку привыкать. А как за рычаги сел - смотрю, не так уж и плох этот малютка! Управление у него легкое, ход хороший. По любой грязи, даже по болоту проходил, маневренный был. И простой очень. Только вот пушка, да... Ну да нас против танков и не пускали - в разведку, пехоту поддержать...
…Значит, в конце ноября я в бригаду прибыл, а 6 декабря начали мы контрнаступление под Москвой. Мы шли на Можайск. Холод стоял страшный, даже полушубки и валенки, которые нам уже в бригаде выдали, не спасали. Те, кто на"тридцатьчетверках", под днищем костер разводили по ночам, чтобы танкобогреть, а нам так нельзя было - у нас мотор был бензиновый, сгорели бы как свечки.
А ночевать толком больше негде, так как все деревни на пути под корень выгоревшие. Один только раз повезло нам - немецкий блиндаж заняли. В какой-то машине мы с Пешко нашли канистру спирта - и как замерзаем, мы его грели и горячим пили. Ну, втихую от начальства, конечно. Тем и спасались - но ведь ни в одном глазу! Но от холода немцам еще туже, чем нам приходилось.
Тут уж я немцев во всяких видах насмотрелся - и на битых, и намерзлых, и на пленных... Смотрели на них, как на дрова. Помню, мы наехали один раз на вмерзшего немца, развернулись на нем, и только потом заметили. Сейчас бы такое увидел - затошнило бы - а тогда глянули только, и все.
Посылали нас все больше в разведку, потому что двигались мы вперед быстро, надо было точно знать, где немцы. Тогда вот я свою медаль и заработал. Послали нас в разведку, проверить, есть ли мост через речку. Мы подъехали, танк в кусты спрятали. Мосточек цел, и вроде, в порядке.Пешко мне говорит - Ты тут посиди, а я схожу подходы посмотрю. Автомат взял и побег. А минут через десять, смотрю - с той стороны немцы! Два грузовика едут и"гроб" впереди. С солдатами. А лейтенанта моего нет.
Ну, я в башню - хорошо, разбирался там, что к чему. Как фрицы на мост въехали, я врезал по ним из пушки, очередью, метров со150. Один грузовик загорелся сразу, немцы из него посыпались, а броневик, чтовпереди ехал, вильнул резко, и с моста наполовину съехал, да так и застрял. Я ему вторую очередь всадил, он тоже задымил. А я уже в азарт вошел, луплю по немцам, благо, что они вскачь назад удирают. Тут и Пешко прибежал, заменил меня в башне. А только второй грузовик нам поджечь не удалось - он задом, задом - и ушел.
Как все успокоилось, мы подъехали к мостку.Десятка два фрицев мертвыми, да кто уж там в машинах поджарился. По возвращении Пешко командиру доложил, и представили меня к медали, вот - "За отвагу". 17-го числа мне ее вручали, а 19-го аккурат...
Пехота в деревеньку одну уперлась. Деревенька так себе, три двора, но там у немцев оборона была грамотная и пулеметы. А подходы -по чисту полю. Они туда раз сунулись, да откатились. Запросили танки в подмогу.
Послали нас - две Т-60 и одну "тридцатьчетверку". Мы с пехотой договорились, все как положено - мы с пехотой идем, ее прикрываем, а Т-34 чуть сзади, чтобы пушкой мог пулеметы гасить. Пошли. Хорошо пошли, пехота не залегает почти, как только немцы стрелять начинают - мы их тут же бьем. Метров триста нам до дворов оставалось... И все. Тут как обрезало.
Очнулся уже в госпитале. Кто меня вытащил - не знаю, врачи сказали, что вроде пехотинцы какие-то сдали. Только видать, пролежал я в танке немало, потому что поморозиться успел. Но это ерунда все... Левую ногу, вишь, пришлось отрезать - она там на лоскутьях болталась... А в правой железо до сих сидит. Как понял я, что калекой стал...
Ну, а про госпиталя я тебе ничего не буду говорить. Ни к чему это, не поймешь, а самому не дай бог. А что нас садануло - не знаю. И что с Пешко стало - тоже. Погиб, наверно... Выписали меня в мае. Списали, конечно, подчистую - калека, два тяжелых ранения…
Прим. автора: танкист везде называет танк на котором воевал как Т-70, однако по его описанию становится ясно что речь идет о Т-60. Оригинал можно прочесть по ссылке в источниках
Самый известный бой Т-60
Особое мужество, мастерство и находчивость в ходе наступления проявил экипаж Т-60, в котором находился командир роты 61-й танковой бригады лейтенант Д. И. Осатюк, а механиком-водителем был старшина И. М. Макаренков.
Из сборника «Танкисты в сражении за Ленинград»:
"Вырвавшись вперед, на рассвете 18 января у Рабочего поселка № 5, они заметили три танка. Волховцы хотели выскочить из машины, бежать навстречу, но увидели, что это гитлеровские танки идут в контратаку. Что делать? Начинать поединок с врагом на своей малютке, имеющей 20-мм пушку,— бессмысленно. Решение созрело мгновенно. Командир танка подал команду механику-водителю: «Отходи к той роще, на опушке которой заняли огневые позиции наши орудия!»
Танк, маневрируя, делая неожиданные и резкие повороты, ускользал от огня гитлеровских танков, а Осатюк вел по ним огонь, пытался ослепить, оглушить врага. Дуэль продолжалась несколько минут. Были моменты, когда казалось, что вот-вот бронированные чудовища настигнут, навалятся и раздавят. Когда до рощи оставалось около 200 метров, машина Осатюка резко повернула налево. Головной гитлеровский танк также развернулся, но попал под огонь наших орудий и запылал. Затем был подбит и второй танк, а третий покинул поле боя.
«Теперь, Ванюша, вперед!» — приказал командир водителю. Догнав свою роту, они увидели интересную картину — танкисты загнали пехоту противника в огромный котлован. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, забрасывали наши танки гранатами. Было ясно, что медлить нельзя, фашисты успеют окопаться. Осатюк приказывает Макаренкову накатать след к обрыву, проложить колею. Затем танк, набирая скорость, устремился к котловану, пролетел в воздухе и врезался в фашистов.
«Молодец!- крикнул лейтенант — Теперь действуй!». Машина на большой скорости понеслась по дну котлована, уничтожая гитлеровцев огнем и гусеницами. Сделав несколько кругов, танк сбавил ход, вышел на середину котлована и остановился. Все было кончено. Подошли свои".
Что же касается 61-й танковой бригады, то ее танки первыми соединились с войсками Волховского фронта. За отличные боевые действия ее преобразовали в 30-ю гвардейскую. Лейтенанту Д. И. Осатюку и механику-водителю старшине И. М. Макаренкову присвоили звания Героя Советского Союза.
Т-60 против 3х немецких танков это своего рода мем. Дело в том, что в некоторых источниках нацистские танки, с которыми столкнулся Осантюк, называются…Тиграми!
Советофилы торжествуют
"Тигр"! "Тигр"! Ржавый танк, ты посмел пойти ва-банк, и в Египетской пустыне подорвался ты на мине!
Пять зарядов из базуки - все тебе достались, с*к*, а в грязи под Ленинградом ты сгорел с "четверкой" рядом.
А на Курской мирной пашне угодил снаряд по башне - экипаж, хлебнув фугаса, превратился в кучу мяса.
В героическом июле ты поймал в лобешник пулю - Хэнкс тебя горячим летом застрелил из пистолета!
"Тигр!" "Тигр"! Гроб ползучий, ты лежишь в помойной куче, и тебя прекрасным днем разберут в металлолом.
Любители лайковых перчаток, напевая «Хорста Весселя», злорадно потрясают источниками и троллят совок, выдающий PzIII за PzVI.
Мнение Михаила Ефремовича Катукова
Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир — генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года. В ходе боевых действий корпус Катукова, составлявший единую боевую группу с 16-м танковым корпусом, попал в тяжелое положение
"...Нужно также учесть, что в этот момент враг наседал повсей линии фронта, а значит, и все наличные силы нашей группы — танки и пехота— были полностью задействованы. В моем резерве находились два легких танкаТ-60. Но эти боевые машины "малютки" и танками-то можно было назвать лишь условно. Вооружены они были 20-мм пушками
Для борьбы против немецких танков Т-60 негодились, но против живой силы врага «малютки» действовали превосходно и не раз своим огнем наносили большой урон фашистской пехоте. Так было и под Мценском, и под Москвой. И теперь, в роковой час немецкого прорыва, выручили нас«танки-малютки». Когда фашистская пехота вклинилась в нашу оборону на полкилометра, если не больше, я бросил в бой последний резерв.
К счастью, рожь в ту пору поднялась чуть ли не в рост человека, и это помогло «малюткам», укрываясь во ржи, выйти в тыл гитлеровцам, просочившимся в наши боевые порядки. Т-60 с короткого расстояния шквальным огнем обрушились на немецкую пехоту. Прошло несколько минут, и цепи наступающих фашистов были отброшены".
Мнение анонимуса о Т-60
За неимением гербовой, как известно, обходимся простой. Так и с Т-60: на момент своего появления к концу 41года «шестидесятка» была проще некуда. Недаром ее на том же ГАЗе производили, вместо грузовиков да легковушек. А что делать? Т-50 «ниосилили», танкостроительные заводы спешно эвакуируются, бронетехники в войсках после летнего кровопускания критически не хватает. Тут и танкетке с пулеметом будешь рад!
Да и потом, на конец 41-начало 42года в войсках Рейха по-прежнему встречались легкие танки, разнообразные бронемашины и бронетранспортеры, с которыми Т-60 вполне мог тягаться. Ну, а пехота на протяжении всей войны была для Т-60 идеальной мишенью. В «зачет» шла и надежность, несравнимая с Т-34 и КВ выпусков того времени. «Шестидесятка» была проста в освоении, дешева в производстве и легка в ремонте.
Традиционный русский способ ремонта: кувалда + танкоматерь понятен каждому красноармейцу!
В условиях победоносного наступления Вермахта, чудовищных людских, территориальных и материальных потерь, Т-60 стал одной из тех соломинок на которых повисла судьба советского народа.
Если Т-34 был танком-солдатом, то благодаря Астрову и его КБ из ворот ГАЗа вышла целая рать танков-ополченцев. Невзрачные воины народной войны, они заставили пошатнуться надменного врага, дали людям надежду, осознание - что этого врага можно и нужно бить.
Для технофилов: схема бронирования, чертеж, таблица сравнения с другими легкими танками
Габаритные чертежи танка Т-60: 1 — ведущее колесо, 2 — рубкамеханика-водителя, 3 — маска пушки, 4 — опорный каток и направляющееколесо, 5 — поддерживающий каток, 6 — пулезащита, 7 — люктрансмиссии, 8 — крышка воздухозаборника, 9 — отверстие с заглушкойдля стрельбы из пистолета, 10 — радиатор, 11 — крышки заливныхгорловин, 12 — люк командира, 13 — пушка, 14 — пулемет.
Сообщение отредактировал HardWar1977: 21 апр 2020 - 21:44