Хочу представить вам одного из своих любимцев - советскую ПТ-САУ V уровня СУ-85.
Эта машина до сих пор может претендовать на чемпионский титул среди всех фармеров, не являющихся премиальной техникой, даже после того как у неё забрали предыдущее 107 мм топ орудие (теперь у него другой топ-ствол, но об этом ниже). Кроме того эта машина действительно существовала и воевала - и от этого становится еще приятней на ней играть.
Ранее ее все безоговорочно считали убер-нагибателем (за что она расплатилась нерфом, как и многие другие ПТ в игре).
Но несмотря не на что, "Ксюха" (как любовно ее называют) осталась играбельна и все еще может вытянуть бой.
В статье будет очень много букв, так что готовьтесь...
В истории
Весной 1943 года на советско-германском фронте появился новый немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI "Тигр", несколько позже - танк Pz.Kpfw.V Ausf.A "Пантера", а затем и самоходно-артиллерийская установка "Фердинанд". Вооружение новых боевых машин противника позволило им увеличить дальность эффективной борьбы с отечественными танками по сравнению с 1941 годом в 4-5 раз, а разрушающее фугасное действие снарядов - в 2-3 раза. И, если до весны 1943 года отечественные танки KB, Т-34, а затем и самоходно-артиллерийские установки СУ-122, были значительно выше немецких по мощности основного оружия и броневой защите, то с появлением новых германских машин, стали уступать последним. Однако новые образцы германской бронетанковой техники содержали существенные недостатки: они имели большую боевую массу и по показателям подвижности и проходимости были хуже советских машин
Опыт использования установок СУ-122 показал, что для выполнения задач сопровождения и поддержки огнем танков, пехоты и кавалерии они обладают слишком низкой скорострельностью. Войскам требовалась установка, вооруженная более скорострельной артелерийской системой. Такой установкой стала СУ-85, созданная на базе танка Т-34, и вооруженная 85-мм пушкой Д5-С85. Установка была принята на вооружение в 1943 году и выпускалась до 1944 года, когда ее сменила в производстве более мощная СУ-100. По компоновке СУ-85 была аналогична СУ-122: моторно-трансмиссионное отделение расположено в задней части корпуса, а бронированная со всех сторон рубка с установленной в ней пушкой - в передней и средней части. Самоходная установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Вместе с тем для ведения огня с закрытых позиций она оборудовалась панорамным прицелом. На установке монтировались радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ.
Самоходки СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (по 16 установок в каждом полку) и широко использовались в сражениях Великой Отечественной войны. Всего промышленность выпустила 2329 машин этого типа.
После окончательной отработки конструкции самоходная установка СУ-85 имела следующие особенности:
- Самоходная установка была создана на базе узлов и агрегатов танка Т-34.
- Двигатель, узлы и агрегаты трансмиссии, ходовой части машины были полностью заимствованы у танка Т-34. Ввиду того, что боевая масса самоходной установки не превышала боевой массы танка Т-34, надежность работы этих агрегатов сомнений не вызывала.
- В бронированной рубке машины было установлено новое 85-мм орудие с использованием выстрелов от 85-мм зенитной пушки. Установка пушки в корпусе была выполнена с помощью рамочной конструкции, крепившейся к верхнему лобовому листу. Объемы рабочих мест экипажа не стесняли условия его работы.
- Бронепробиваемость боеприпаса, бронебойного снаряда орудия Д-5С-85 была на 75% выше бронепробиваемости бронебойного снаряда 76-мм орудия танка Т-34 и на 45% выше, чем у бронебойного снаряда 122-мм орудия самоходной установки СУ-122М. Эти качества увеличивали дальность эффективной борьбы с бронетанковой техникой противника в 1,5 раза. Имея лучшие показатели подвижности, чем тяжелые танки и самоходные установки противника, самоходная установка СУ-85 при меньшем уровне броневой защиты могла успешно вести борьбу с ними.
- 73% деталей установки были заимствованы у танка Т-34-76, 7% - у самоходной установки СУ-122 и 20% изготовлены заново.
- [/li
- ]
- В качестве основного оружия на самоходной установке использовалась 85-мм нарезная пушка Д-5С-85 или 85-мм нарезная пушка Д-5С-85-А. 85-мм пушка Д-5С-85-А отличалась от пушки Д-5С-85 цельнолитым стволом и конструкцией казенника, наметками люльки и неподвижной части ограждения.
Все артиллерийские выстрелы укладывались:
- 17 выстрелов - в боеукладку в нише левого борта (кроме того, в эту боеукладку могли укладываться дополнительно два выстрела с бронебойным снарядом);
- 10 выстрелов - в вертикальный стеллаж у моторной перегородки;
- 1 выстрел - в вертикальный стеллаж у левого борта;
- 14 выстрелов - в ящик под орудием (кроме того, в гнезда этого ящика могли также укладываться дополнительно четыре выстрела с бронебойными снарядами).
Установка оружия в броневом корпусе упрощала производство самоходных установок по сравнению с производством танков и способствовала увеличению общего выпуска боевых машин. Вместе с тем она приводила к весьма ограниченным углам наводки орудия в горизонтальной плоскости, что наряду с отсутствием спаренного, курсового или лобового пулеметов сужало по сравнению с танками боевые возможности САУ и обусловливало иную тактику их боевого применения.
Огонь по танкам из самоходной установки открывался с дальности прямого выстрела, равной 800-900 м, при массовых атаках танков открытие огня по ним допускалось с наибольшей дальности прямого выстрела - с 1500 м. Огонь велся до уничтожения цели.
Как правило, самоходная установка СУ-85 действовала в составе батареи. Батарея самоходных установок могла находиться: в развернутом строю (при расположении на месте); в строю походной колонны (при совершении марша); в боевом порядке (на исходных позициях и в бою). Строем батареи при расположении на месте вне боя являлась «батарейная линия» с интервалами между машинами 5 м и с орудием командира батареи на правом фланге. Для походного движения батарея строилась в походную колонну с дистанцией между машинами 10 м. Машина командира батареи находилась в голове колонны. В движении дистанции между машинами, в зависимости от скорости движения, условий видимости и степени опасности поражения воздушным противником в пределах от 20 до 50 м.
Вместе с хорошими отзывами с фронтов завод также получил сведения о необходимых улучшениях и усовершенствованиях самоходки СУ-85. Командир 7-го мехкорпуса гвардии полковник Катков, оценивая машину, заявил: "Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством борьбы с тяжелыми танками противника, особенно при поддержке атаки своих танков и отражении танковых контратак противника. Обладая хорошей проходимостью и маневренностью, не уступающей танку Т-34, и вооруженный хорошей 85-мм пушкой, самоход показал себя в боевых действиях хорошо. Но, используя огонь и броню своих танков "Тигр", "Пантера" и самохода "Фердинанд",
противник навязывает современный бой на больших дистанциях - 1500-2000 м; в этих условиях мощь огня и лобовая защита САУ СУ-85 уже недостаточна; требуется также усилить лобовую броню самохода и, самое существенное, вооружить его пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки противника типа "Тигр" с дистанции не менее 1500 м".
Чертежи
1 — рым, 2 — броневая заглушка амбразуры для стрельбы из личного оружия, 3 —призматический прибор наблюдения командира, 4 — задний призматический прибор наблюдения, 5 — дополнительные топливные баки (4 шт.), 6 — ввод антенны, 7 — бронеколпак панорамического прицела, 8 — отверстие прицела, 9 — прилив в корпусе для панорамы, 10 — призматический прибор наблюдения наводчика, 11—бронекрышка прибора наблюдения наводчика, 12 — крышка люка механика-водителя, 13 — фара, 14 — ящик для ЗИП артсистемы, 15—петли заднего броневого листа, 16—броневые колпаки выпускных труб (2 шт.), 17 — трубки для проводов к дымовым шашкам (2 шт.), 18 — крышка люка над трансмиссией, 19 — крюк буксирный (4 шт.), 20—картеры бортовых передач, 21—крышка с сеткой над жалюзи вентилятора, 22 — крышки над заправочными горловинами масляных баков (2 шт.), 23 — решетка жалюзи радиаторов (2 шт.), 24— крышка надмоторного люка, 25 — крышка посадочного люка, 26 — прилив корпуса для приборов наблюдения командира, 27 — крышка люка панорамы, 28 — пробка передних силовых баков.

Выстрелы и снаряды к 85-мм танковой пушке Д-5С.
1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа).
2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий).
3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (остроголовый с локализаторами трассирующий).
4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (стальная осколочная цельнокорпусная граната с взрывателем КТМ).

Схема бронирования СУ-85.

Ходовая СУ-85
СУ-85 в бою
Характерным примером успешного использования САУ в составе такого резерва 2-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта стали действия 1021-го самоходно-артиллерийского полка (СУ-85) 14-й истребительно-противотанковой бригады в ходе Шауляйской наступательной операции в июле 1944 года в районе небольшого населенного пункта Девиндони. По решению командующего армией полк был сосредоточен на танкоопасном направлении за боевыми порядками 747-го истребительно-противотанкового артполка (57-мм пушки ЗИС-2) той же бригады. Большая группа немецких танков, численностью до 100 машин, сопровождаемая мотопехотой на бронетранспортерах, перешла в контратаку. После упорного боя танки противника прорвали боевые порядки наших передовых частей. Чтобы не допустить дальнейшего продвижения немцев, самоходные батареи быстро произвели маневр на направление прорыва и заняли огневые позиции в засадах на пути движения вражеских танков. Фланги их позиций прикрывала противотанковая артиллерия. Подпустив танки на дистанцию до 500м, САУ совместно с орудиями полевой артиллерии обрушились на них внезапным огнем, уничтожили и подбили 19 машин, а остальные заставили остановиться и вернуться в исходное положение.
В ходе боев в Белоруссии в июле 1944 года передовой отряд 120-го стрелкового полка получил задачу захватить плацдарм на р. Щара в районе Шидловичи (6 км южнее г. Слоним), обойти г. Слоним с юго-запада и отрезать немцам пути отхода. Полк был усилен машинами 1001 -го самоходно-артиллерийского полка (СУ-85) I -го гвардейского танкового корпуса. Впереди главных сил двигалась головная застава - взвод пехоты, усиленный двумя самоходками. При подходе к переправе походная застава попала под огонь стоявших в засаде немецких танков, сразу потеряв одну установку. Вторая САУ остановилась и из-за укрытия открыла огонь по танкам. Командир 1001 -го самоходно-артиллерийского полка приказал одной батарее обойти засаду с фланга и уничтожить ее. В это же время СУ-85, действовавшая в составе головной заставы, вела огонь по танкам, отвлекая их на себя. Батарея, посланная в обход, по лесу скрытно подошла к противнику, заняла огневую позицию на его фланге и с дистанции 200-300м внезапным огнем уничтожила стоявший открыто танк. После этого остальные немецкие танки, находившиеся в засаде в окопах, быстро отошли, а передовой отряд смог продолжить выполнение боевой задачи.
8 июля 1944 года тот же 1001-й самоходно-артиллерийский полк, приданный I -й гвардейской мотострелковой бригаде, при преследовании противника в направлении г. Слонима обнаружил отходившую колонну мотопехоты немцев численностью до полка. С ходу развернувшись в боевой порядок, самоходки открыли внезапный огонь прямой наводкой и за короткое время рассеяли колонну, нанеся немцам большие потери в живой силе и технике. При действиях в засадах самоходно-артиллерийские подразделения совместно с мотопехотой и танками, когда имелось достаточно времени для развертывания своих боевых порядков и оборудования позиций, скрытно занимали огневой рубеж и подготавливали огонь по танкам противника. Подготовка включала распределение секторов обстрела, выбор ориентиров, определение дальности до них, уточнение способов целеуказания и управления огнем. Лучшими местами расположения засад считались районы переправ, теснины, опушки лесов и окраины населенных пунктов. С приближением противника к засаде САУ танки и мотопехота открывали заранее подготовленный внезапный огонь. Следует отметить, что при достаточном времени на подготовку и при хорошей организации засад применение самоходной артиллерии всегда давало положительные результаты. В этом отношении интересны действия 1294-го самоходно-артиллерийского полка в Восточно-Прусской операции при отражении контратак противника в районе Эшенау в феврале 1945 года. 7 февраля полк, поддерживая наступление 120-й гвардейской стрелковой дивизии, получил от ее командования разведывательные сведения о готовящейся контратаке противника с целью восстановления утраченного им положения. Для отражения возможных контратак командир полка расположил две свои батареи восточнее и юго-восточнее Эшенау в засаде. В 16.00 противник после сильного артиллерийского огневого налета перешел в атаку. Рота пехоты с тремя танками выступила из района Эшенау в юго-восточном направлении. В то же время другая группа немцев численностью до двух рот пехоты с шестью самоходными орудиями, используя для прикрытия рельеф местности, выдвигалась к левому флангу дивизии. Движение второй группы противника своевременно обнаружили, и распоряжением командира полка 1-я батарея (пять СУ-85) была срочно снята с огневой позиции и поставлена в засаду на юго-западной опушке рощи. 2-я батарея, находившаяся в засаде в лощине юго-восточнее Эшенау, перед р. Шварцграбен, подпустив первую атакующую группу немцев на 300м, открыла по ней сосредоточенный огонь. В результате противник потерял один танк и до 25 солдат и вынужден был отойти. К этому времени вторая группа противника, наносившая удар по левому флангу дивизии, достигнув реки, остановилась и выслала вперед разведку из двух самоходных орудий. Подпустив эти орудия на близкое расстояние, СУ-85 1-й батареи уничтожили их. После этого противник прекратил всякие попытки продвигаться вперед и отошел в исходное положение.