В качестве эпиграфа - хорошее высказывание от одного из игроков:
Nerag сказал:
...Эта ПТ требует повышенного внимания и сосредоточенности. У нее нет точного и дамажного МаусГана ЯгЦвая, у нее нет убийственной альфы ИСУ, нет чОткой лобовой брони и хорошей пушки мле. 48. У нее есть скорость, маневренность и скорострельность - и либо ПТвод будет использовать эти качества, выжимая из них все возможное, либо ему лучше не качать эту ПТ.
Да, на ней сложно. Да, пока докачаешься до топа - проклянешь разрабов не раз...
У ПТ есть скорострельность, точность и маневр. Не больше, но и не меньше.
Spoiler
Помню, в далёком уже 2011 году, только увидев игру "Мир танков", я первым делом полез смотреть дерево исследований на предмет "Уралмаша-1". Именно его и никого другого! Об этом истребителе танков я читал задолго до того, и всегда восхищался изяществом заложенных в машине инженерных решений. Тогда "Уралмаша" ещё не было в игре, но со временем обещали ввести. И вот осенью 2012 года - свершилось! Однако радость очень быстро сменилась разочарованием: для игровой механики и неровных карт "Worldoftanks" этот замечательный истребитель танков подошёл не лучшим образом...
Читатель, если ты зашёл в эту тему просто узнать, какова же машина в игре, сразу предупреждаю: "лёгкой жизни" не жди. Красивая и необычная внешне, СУ-101 в её игровом виде довольно сложна для освоения, и нравится она немногим. Стабильно успешной тактики для неё просто не существует - постоянно приходится импровизировать, приспосабливаясь к обстановке на карте и ходу боя. Требуется доскональное знание игровых карт со всеми их буграми и яминами, большой игровой опыт - и немало вдохновения. "...Не спрашивайте, что я пытался сделать тем "хитрым" манёвром - сам не знаю, в голову ударило что-то..." - очень характерный комментарий к записи боя на СУ-101. В успешных боях на "Уралмаше" больше искусства, чем строгой науки. Но всё-таки тем, кто этим искусством овладеет, машина подарит в боях немало весёлых и интересных моментов. Скучно не будет, обещаю! :-)
Прошу обратить внимание:
в пост №2 данной темы (обновляемый!) вынесены мнения и полезные советы от игроков;
в пост №3 данной темы (обновляемый!) вынесена ссылка на видеогайд и другие дополнения к основной статье, в том числе список изменений СУ-101 по мере выхода новых версий игры.
Содержание темы:
1. Исторический прототип 1.1. Бронирование и компоновка
2. Исходное состояние (сток)
3. Рекомендации по прокачке 3.1. Орудия, подробный разбор и характеристики 3.2. Экипаж и его обучение 3.3. Дополнительное оборудование и расходники
4. Общая оценка СУ-101 в прокачанном (топ) состоянии 4.1. Достоинства и недостатки СУ-101 как боевой единицы 4.2. Стоимость, доходность и уровни боёв
5. Тактика боя
6. Заключение
1. Исторический прототип
Spoiler
В 1944 году на вооружение Красной Армии поступила самоходная установка СУ-100 - воплощённый в металле опыт первых лет войны, "лебединая песня" проверенного шасси Т-34. Мощности нового 100-мм орудия гарантированно хватало для поражения любого немецкого танка или самоходки на дистанции до 2000 метров - за исключением, разве что, сверхтяжёлого "Ягдтигра" - а на дальности до километра эта пушка прошивала любого возможного противника буквально насквозь. Недостатком новой самоходки признавался большой вылет ствола вперёд, существенно увеличивающий габариты машины и затрудняющий маневрирование. Кроме того, СУ-100 практически не имела резерва для совершенствования: сколько-то существенно усилить вооружение и бронезащиту заслуженное шасси Т-34 уже не позволяло.
Выход виделся в применении шасси новейшего среднего танка Т-44, а также в изменении компоновки самохода. Работы по созданию проекта нового истребителя танков начались в КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ, "Уралмаш". В октябре 1944 года завод представил в технический совет НКТП для рассмотрения пять проектов, в том числе СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на базе танка Т-44, с задним расположением боевого отделения и СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25-44С, на базе Т-44, с передним расположением боевого отделения. Именно эти варианты были одобрены наркоматом, так что приказом Наркома танковой промышленности №625 от 26 октября 1944 года Уралмашзаводу было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-М-2 и СУ-122-44. Окончательный проектный вид СУ-100-М-2 был утвержден на заседании Техсовета НКТП и ГБТУ в марте 1945 года, а опытный образец этой самоходной установки, в честь завода-разработчика получившей название "Уралмаш-1", предписывалось сдать к 1 мая.
За это время были проведены совместные испытания серийной СУ-100 образца 1945 года и трофейной "Ягдпантеры", подтвердившие недостатки размещения боевого отделения с длинноствольным орудием в носовой части корпуса. Кроме того, массу проектируемой САУ "Гром-2" (СУ-122-44) со 122-мм пушкой посчитали слишком большой. В то же время для самоходки "Уралмаш-1" прорабатывалось два варианта вооружения: СУ-101 (со 100-мм пушкой Д-10С) и СУ-102 (со 122-мм пушкой Д-25-44С) - второй вариант вполне мог заменить собой и "Гром-2".
Опытные образцы были построены на базе шасси Т-44 с применением катков и гусениц от Т-34-85. Заводские испытания первого прототипа СУ-101 проводились с мая по сентябрь 1945 года, и общее впечатление от СУ-101 у специалистов было весьма хорошим. По бронезащите машина не имела равных в своём классе: те же СУ-100 или "Ягдпантера", новейшие на то время самоходки, при сопоставимой массе, вооружении и подвижности были защищены намного хуже. В лоб машина была неуязвима для всех типов танковых и противотанковых пушек вермахта; обстрелы корпуса "Уралмаш-1" на полигоне показали, что по бронестойкости он превосходит даже корпус тяжёлого танка ИС образца 1944 года (со спрямлённым носом). Вооружением "Уралмаш-1" превосходил как "Jagdpanther", так и большинство противотанковых САУ англо-американских союзников. При этом скоростные качества и проходимость по местности у самохода остались практически теми же, что и у серийного среднего танка Т-44, то есть очень хорошими. Из наиболее существенных недостатков отметили тесное боевое отделение, которое к тому же сильно нагревалось при работе двигателя (в летнее время условия работы механика-водителя, сидевшего рядом с двигателем, делались просто невыносимы), а также сильное воздействие на крышу корпуса ударной волны при выстреле, особенно от 122-мм пушки СУ-102. Эти недостатки были вполне устранимы, и самоходку рекомендовали к принятию на вооружение. Тем не менее, серийное производство СУ-101 и СУ-102 развёрнуто не было - война окончилась, шло сокращение армии, и ставить на поток новую САУ, при наличии в войсках уже освоенной и массовой СУ-100 и ожидаемом принятии на вооружение нового Т-54 с такой же 100-мм пушкой, посчитали нецелесообразным. Тем более, что с началом выпуска Т-54 база его предшественника Т-44 становилась бесперспективной. Линия СУ-122-44 и СУ-102 (среднего самохода с мощной 122-мм пушкой) позже продолжилась в виде СУ-122-54, но это уже другая история.
После завершения полигонных испытаний оба прототипа САУ были отправлены на временное хранение. Впоследствии СУ-102 была разобрана, а СУ-101 удалось сохранить в первоначальном виде. Сейчас эту машину можно видеть в экспозиции танкового музея в подмосковной Кубинке.
Тактико-технические характеристики СУ-101 (102)*:
Боевая масса, т 34,1 (34,8)
Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой, мм 6850 (7000)
Ширина корпуса, мм 3110
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 450
Высота линии огня, мм 1725 Бронирование:
Лоб корпуса (верх), мм/град. 90 / 63°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90 / 53°
Борт корпуса, мм/град. 75 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 40 / 0°
Лоб рубки, мм/град. 120 / 63°
Борт рубки, мм/град. 90 / 60° Вооружение:
Тип орудия 100-мм Д-10С (122-мм Д-25С-44)
Длина ствола, калибров 56 (48)
Боекомплект пушки, шт. 36 (28)
Углы ВН, град. -2,33...+18,5 (-2,2...+18,33)
Углы ГН, град. +-9,3 (+-7,27)
Двигатель, мощность В-2-44, 500 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 54
Запас хода по шоссе, км 167
Тип подвески индивидуальная, торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 34
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Преодолеваемый ров, м 3,5
Преодолеваемый брод, м 1,5
*Благодарю Михаила Живца АКА Storm за предоставление архивных данных
В игре обе версии (СУ-101 и СУ-102) представлены как варианты прокачки одной и той же машины с общим названием "СУ-101", а исторические 100-мм и 122-мм пушки дополнили Д-54С - вариантом 100-мм пушки большой мощности, предназначенной для усиления вооружения среднего танка Т-54, а также мощной 122-мм М-62, созданной как замена танковых вариантов пушки Д-25. В реальности, стань он серийным, "Уралмаш-1" вполне мог получить и ту, и другую пушку со временем, если бы простоял на вооружении достаточно долго. Углы наведения для всех пушек в игре были приняты сначала минимальными, от варианта СУ-102 со 122-мм пушкой Д-25, потом для 100-мм пушек сектор наведения по горизонту был расширен на 2 градуса в каждую сторону, что вполне соответствует реальной конструкции. Сейчас в игре это скорее исключение, чем правило, но СУ-101 вводилась и балансировалась ещё в то время, когда достоверности игровых моделей разработчики придавали большое значение.
1.1. Бронирование и компоновка
Схема бронирования для СУ-101 выглядит так:
Spoiler
Кто бы что ни говорил, а в плане бронирования эта самоходка - настоящий шедевр. Конструкторы "Уралмаша" совершили почти невозможное - не пожертвовав ни вооружением, ни подвижностью СУ-100, сумели создать машину, которая при той же массе и даже меньших габаритах была забронирована лучше на порядок. Забегая вперёд - наследник СУ-101, истребитель танков СУ-122-54 (в игре с ним предстоит познакомиться на следующем, IX, уровне ветки), за просторное боевое отделение заплатил своей бронезащитой: у него броня заметно слабее "Уралмашевской".
В игре на 8 уровне других веток стоят гораздо более тяжёлые ПТ-САУ, но даже на их фоне броня СУ-101 смотрится вполне достойно. Пусть не "Фердинанд" и не АТ15, зато и не патентованный картон вроде ИСУ-152 - а при этом гораздо меньше и подвижнее их всех.
Spoiler
В лобовой проекции по бронезащите среди прокачиваемых ПТ-САУ 8 уровня нас несколько превосходят "Фердинанд", АТ15 и башенная Т28 (T28prot), а безбашенная Т28 и французская "прото-Фош" (АМХ АС модель-48) превосходят существенно. Остальные 6 прокачиваемых машин-аналогов (как и большинство премиумных) - со лба защищены хуже СУ-101. Корпус нашей СУ-101 воспроизводит Т-44 с его 90-мм верхним бронелистом - хороший угол наклона бронеплит иногда выручает, но, как правило, пушки с пробитием от 170 мм и выше уверенно его прошивают даже со средней и большой дистанции. Наиболее сильно прикрыта со лба рубка (120-мм броня под большим углом), а маска пушки способна держать без пробития даже самые серьёзные снаряды.
В борт нас поразить труднее, чем почти любого одноклассника: борта в 75-90 мм (причём 90 мм - это рубка, чьи борта сильно скошены) - не уступят ни одной другой ПТ8. А ведь при этом в нас ещё и попасть не очень просто (СУ-101 в своём уровне и классе - одна из самых компактных), а массивные катки экранируют большую часть площади бортов. Так что, на средней-дальней дистанции встав "ромбиком" к противнику, мы становимся трудноуязвимой даже для старших уровней целью - особенно если лоб корпуса скрыть за препятствием. Беда лишь в том, что маленький сектор наведения по горизонту не позволит из такого "ромбика" стрелять нам самим.
Корма, как и у большинства других танков, практически не прикрыта: приличный по площади почти вертикальный 40-мм бронелист на этом уровне легко пробьёт каждый встречный.
Компоновочная схема для СУ-101 выглядит так:
Spoiler
Компоновка не самая распространённая: боевое отделение расположено сзади, МТО (моторно-трансмиссионное отделение) с двигателем и трансмиссией - спереди.
Spoiler
Надо сказать, что компоновка с передним расположением МТО, как и всякое другое инженерное решение, имеет свои плюсы и свои минусы. Беда в том, что особенности игровой механики WoT (нематериальный ствол пушки, "бессмертный" экипаж, который легко вводится в строй, малая дистанция боя и изрезанность игровых карт, из-за чего углы вертикальной наводки приобретают повышенное значение) все плюсы такой схемы сводят на нет, оставляя игрокам одни минусы. Так что, читатель, когда будешь в очередной раз чинить разбитый попаданием в лоб двигатель на "Фердинанде" или нашем "Уралмаше" - не ругай напрасно конструкторов, они своё дело знали. Просто проектировались эти самоходки для реальной войны, а не для игры "Мир танков". Такие дела...
В СУ-101 экипаж размещается так:
механик-водитель - в отделении управления почти сразу за лобовым листом, слева;
командир - около задней стенки рубки, слева;
наводчик - слева от пушки и спереди от командира;
заряжающий - около задней стенки рубки, справа.
Сидящих в отлично забронированной закрытой рубке командира, наводчика и заряжающего мы теряем не особо часто, зато механик-водитель постоянно получает контузии при пробитиях в лоб или в левый борт корпуса.
Двигатель - справа от механика-водителя, по центру со смещением к правому борту машины; трансмиссия занимает пространство за стыком верхнего и нижнего лобовых бронелистов. В игре это означает, что пробития в лоб для нас часто оборачиваются "критическим повреждением двигателя". На верхней проекции самохода всё это хозяйство занимает большую часть площади, поэтому накрытия артиллерией часто приходятся опять же на МТО. Контузии механика-водителя - прилагаются, и пожары "в комплекте".
Топливные баки, как водится - "распихали" по всем свободным объёмам корпуса: по левому борту (между местом водителя и боевым отделением), по правому борту (между двигателем и внешней стенкой) под двигателем и на дне боевого отделения (под пушкой и боеукладкой). Те баки, что по бортам - поражаются часто и часто горят.
Пушка расположена в рубке по центру, стволом над передней частью корпуса. Целясь в корпус и МТО, артиллеристы достаточно часто выбивают нам пушку, с этим надо смириться.
Боеукладка размещается в боевом отделении, под рукой у заряжающего - вдоль правого борта и частично на полу. Защищённая самой толстой бронёй, дополнительно прикрытая спереди за счёт МТО, а с бортов катками - она поражается достаточно редко, за все свои бои случаев её подрыва не помню. Правда, при обстреле или накрытии со стороны кормы боекладку защищает лишь тонкий кормовой бронелист, так что криты боеукладки без её подрыва нам "прилетают" с заметной периодичностью.
2. Исходное состояние (сток)
Итак, при покупке этого самохода мы имеем следующие игровые ТТХ (можно сравнить с одноклассниками):
Spoiler
Как можно видеть, не слишком весёлая картина - что-то вроде слегка перекачанной СУ-100 6-го уровня, но вынужденная постоянно сражаться с танками 8-го и 9-го уровней. Выросли только броня и запас здоровья, подвижность осталась примерно той же, да и пушка фактически та же - старая добрая "сотка".
На фоне одноклассников стоковая СУ-101 смотрится довольно бледно. Большинство превосходит нас по вооружению,бронирование - выше рассматривалось, здесь мы примерно посередине, запас прочности самый маленький на уровне, подвижность относительно других неплоха, хотя несколько машин и здесь могут с нами поспорить, зато маскировка и обзор очень хороши - в числе лучших для своего класса и уровня.
Не жди от машины в стоке чудес, и помни, что пока это лишь слабое подобие того, что будет под конец прокачки. Уже сейчас ты имеешь отличную скрытность, хороший обзор, и не самую плохую подвижность - то есть, как минимум, на роль "пассивного света" годишься. Стрелять со стоковой пушки желательно только в "мягкие" цели, вроде "светляков", средних танков и большинства "тяжей" 6-7 уровня - по счастью, таковые нам иногда встречаются. Пытаться изображать настоящую ПТ-САУ и воевать с противниками своего уровня и выше не рекомендуется. "Засадной" машине нужна солидная пушка, а для штурмовой ПТ-САУ ближнего боя требуется очень крепкая броня, большая живучесть, или хотя бы очень хорошая подвижность - пока у нас ничего из этого нет.
3. Рекомендации по прокачке
"Всё зависит в этом доме от тебя от самого: хочешь - можешь быть Будённым, хочешь - лошадью его!"
В. С. Высоцкий.
Дерево прокачки СУ-101 представлено на картинке ниже.
Прокачка машины очень зависит от того, с каким "багажом" ты к ней пришёл и как собираешься воевать, читатель. С ветки советских средних танков могут быть открыты двигатели, с другой ветки советских ПТ-САУ открывается 122-мм пушка. При прокачке можно начать с усиления подвижности, отложив замену пушки на потом, или начать именно с пушки, довольствуясь поначалу базовой ходовой и двигателем. Подробно - под спойлером, а кому лень читать мои рассуждения - в конце этого раздела я вкратце обозначил основные этапы обоих путей, выделив их цветом.
Spoiler
1) На мой взгляд, первое, что следует сделать - это заменитьходовую часть. На базовой ходовой разместится лишь базовая же пушка с парой дополнительных устройств (третий дополнительный модуль не впихивается при всём желании). Улучшенные пушки (Д-25С, Д-54С) помещаются, но уже совсем без обвеса - даже масксеть не лезет. Самоходка и так не сверхмощная, поэтому пренебрегать той прибавкой ТТХ, которую даёт "тюнинг" (досылатели, вентиляция и т.д.), для нас чревато. К тому же вторая ходовая добавит нам поворотливости, проходимости и уменьшит вероятность "разувания" потерей гусениц. Лично я, как правило, приберегал к моменту покупки нового танка достаточно свободного опыта, чтобы сразу же открыть и установить вторую ходовую - так поступил и в этом случае, с СУ-101.
Данные ходовых частей:
1. СУ-101 (баз.) - макс. нагрузка 34,5 т, скорость поворота 34 град/с;
2. СУ-102 - макс. нагрузка 37,5 т, скорость поворота 36 град/с.
2) Если ты, читатель, уже смертельно устал стрелять пушкой с пробитием в 175 мм по танкам 8-9 уровня (а в этом случае я тебя очень хорошо понимаю) - то весь опыт, в том числе накопленный свободный, следует бросить на скорейшее усиление вооружения. Начать можно со 100-мм Д-54С: да, одна из слабейших в классе, зато и опыта на неё требуется в 1,5-2 раза поменьше, чем на 120...152-мм пушки наших коллег - открыть и установить мы её можем сравнительно быстро. Если не имеешь открытой 122-мм пушки Д-25С - рекомендую начать сразу с прокачки 100-мм Д-54С, не отвлекаясь ни на что другое. Нехватку запаса грузоподъёмности базовой ходовой можно пока что "залатать" установкой усиленной подвески - в нашем случае это подвеска Кристи, сравнительно дешёвая. Далее можно прямо до победного ездить с предтоповой "соткой", терпя слабый пробой, урон и зашкаливающую цену снарядов, зато радуясь более широкому сектору наведения и скорострельности. Но всё-таки советую потрудиться ради прокачки мощнейшей в игровом арсенале СУ-101 - 122-мм пушки М62: если не здесь, то на следующей машине ветки она пригодится точно.
Подробный разбор всех 4-х пушек см. в следующем подразделе.
3) Поскольку подвижность - важнейший и чуть ли не единственный козырь нашей машины, то прокачка двигателей для нас тоже очень важна. Можно было исследовать их заранее на среднем танке Т-44. Если не успел этого сделать на СТ - исследуй их здесь. Не пренебрегай установкой двигателей, не поленись исследовать даже топовый: +10% к мощности на дороге не валяются, да и стойкость к повреждениям у него, согласно игровой механике, будет выше, чем у базового. Нашу СУ-101, как волка, "ноги кормят", поэтому двигатель следует улучшать уже во вторую очередь - сразу после установки улучшенного вооружения (и обеспечивающей его установку ходовой).
4) Радиостанции у нас на выбор две - базовая 9РМ и улучшенная Р-113. Для ПТ-САУ 8 уровня обычно хватает возможностей и базовой 9РМ, хотя большой радиус связи никогда и никому ещё не был во вред. Если вторая рация не была исследована при прокачке других танков - то разумнее всего отложить её установку напоследок, после двигателя, ходовой и пушек.
Данные радиостанций:
1. 9РМ (баз.) - дальность связи 525 м;
2. Р-113 - дальность связи 730 м.
Как итог - распишу два основных пути прокачки.
Вариант "а" (желательно заранее иметь открытой пушку Д-25С, пляшем от подвижности): открываем ходовую, ставим полный набор дополнительного оборудования и, по желанию/возможности, пушку Д-25С, открываем и ставим двигатели, открываем и ставим пушку Д-54С, при желании открываем и ставим топовую пушку М62-С2;
вариант "б" (пляшем от скорейшего усиления огневой мощи): ставим усиленную подвеску Кристи, ставим два других дополнительных модуля по своему выбору (но что-то ставим обязательно), открываем и ставим пушку Д-54С, открываем и ставим двигатели, открываем и ставим ходовую, заменяем усиленную подвеску на что-то более полезное в бою, при желании открываем и ставим топовую пушку М62-С2.
Понятно, читатель, что ты сам волен как угодно комбинировать эти два варианта по своим предпочтениям.
3.1. Орудия, подробный разбор и характеристики
Spoiler
1) Базовое орудие, 100мм Д-10С обр. 1944 г. Всё та же "сотка", с которой мы впервые познакомились ещё на СУ-100, только чуть улучшенная (более точная и побыстрее сводится). Отличное для ПТ-САУ 6 уровня, приемлемое на ПТ 7-го уровня, на 8 уровне это орудие уже смотрится насмешкой над понятием "огневая мощь истребителя танков". Воля твоя, читатель, можешь для начала оставить её - а я с ней отъездил только 1 бой, на "попробовать", благо уже была открыта пушка Д-25 с другой ветки. Справедливости ради заметим, что именно Д-10 - самое точное и скорострельное из орудий "Уралмаша", да и сводится его прицел быстрее остальных. К тому же на "Уралмаше" 100-мм стволы обладают более широким сектором наведения по горизонту (по 9 градусов вправо и влево - против 7 градусов на 122-мм орудиях). Имея в противниках средние танки своего уровня (кроме, разве что, бронированных Тип-59 и "Супер-Першингов", а также французских "барабанщиков" любых уровней, можно и с Д-10 привозить неплохой настрел за бой.
Боекомплект к Д-10С состоит из 36 снарядов.
2) Второе из исторических орудий "Уралмаша", 122мм Д-25С обр. 1944 г. - всё ещё может быть весомым доводом в спорах с танками своего уровня и ниже. Разумеется, мы уже не на СУ-152 и противники у нас покрепче. Тем не менее, приличный урон с выстрела этой пушки хоть иногда позволяет чувствовать себя настоящей ПТ-САУ. Для тактики "кусай-беги" она подходит неплохо: выскочил в борт противнику, влепил ему плюху навскидку и в упор (иначе промажешь) - и бежать. Второй выстрел при таком способе сделать некогда, а "плюшка" на 390 всё же куда весомее, чем на 320 и тем более 230 хитов.
Боекомплект к пушке Д-25С состоит из 28 снарядов. Стоит возить к этой пушке штук 5-6 фугасных - они сравнительно мощные, и хоть какой-то урон даже большинству высокоуровневых противников наносят. Там, где еле живой противник показал только кончик башни или корпуса, бронебойный (даже подкалиберный) не пробьёт или отрикошетит - фугас как раз снимет с врага остаток здоровья.
Однако, если эта пушка не была открыта прежде - то спешить с её исследованием именно на "Уралмаше" не советую. Принципиальных преимуществ - таких, чтобы оправдать затрату более 20 тысяч опыта на открытие - перед стоковой 100-мм пушкой она не даст. Что немаловажно - с этой пушкой углы наведения вправо и влево, и так небольшие, относительно 100-мм стволов ещё меньше (на 2 градуса в обе стороны - по 7 градусов против 9). Лучше потрать этот опыт, чтобы скорее открыть пушку Д-54С.
3) 100мм Д-54С - долгое время было лучшим возможных (пока под новый 2016 год самоходке не вернули 122-мм орудие М62). По меркам игровых ТТХ советских пушек, Д-54 сравнительно точная, хотя водители немецких и французских ПТ-САУ над разбросом в 0,35 м только посмеялись бы. Пробиваемость и урон за выстрел ближе к топовым пушкам ПТ-САУ 7 уровня, чем к одноклассникам. Однако, если отрешиться от эмоций и сравнений и распробовать его в деле - надо признать, что, хотя и слабое, орудие вполне годно к применению. После Д-10 или Д-25 с их вечными "не пробил" оно вообще как глоток свежего воздуха. Скорострельность у Д-54 на высоте, прицел сводится сравнительно быстро, и, когда есть возможность без помех всаживать в "мягкий" борт врагу снаряд за снарядом - урон вливается с очень большой скоростью, многим более мощным пушкам недоступной. Помним также, что 100-мм пушки на "Уралмаше", в том числе и Д-54, обладают расширенным сектором наведения по горизонту (по 9 градусов вправо и влево против 7 градусов на 122-мм орудиях).
Боекомплект к Д-54С состоит из 36 снарядов. Очень рекомендуется возить к ней хотя бы пяток "серебряно-золотых" кумулятивов. Когда очень нужно пробить кого-то "толстого", или просто нервы уже сдают из-за "попаданий" без урона и "броня не пробита" весь бой - кумулятивные "золотые пульки" способны очень выручить.
Кстати, есть один неприятный момент со снарядами к Д-54 - это их цена. Наша пушка гордо занимает второе место на уровне по стоимости обычных выстрелов (бронебойный 1230, осколочно-фугасный 1170) - это при том, что пробиваемость у неё тоже на втором месте, только с конца. Иными словами, имея большую вероятность не пробить противника, мы ещё и платим в серебре за этот "непробил" дороже, чем большинство коллег из других веток. В общем, с этой пушкой лучше заранее запастись кредитами на счету: играть без убытка на ней сложно, даже владельцам премиум-аккаунта.
4) 122мм М62-С2 - топ-орудие, уже вполне достойное истребителя танков 8 уровня безо всяких оговорок. Было на "Уралмаше" ещё при выходе машины на общее тестирование в 2012 году, но решением разработчиков отнято при вводе в игру. "Имбы нам не нужны", как объяснил это решение Шторм (сейчас в такое уже трудно поверить, но тогда разработчики подобного ранга действительно снисходили до того, чтобы лично объяснять свои решения нам, игрокам). Без этой пушки СУ-101 в игре вышла до такой степени "имбовой", что её пришлось за 2012-2014 годы "апать" четырежды - дважды по доходности и дважды по ТТХ, и это не считая перебалансировки урона советских 100-мм снарядов в патче 0.8.8. Вернули пушку лишь 3 года спустя - в конце 2015-го.
Высокая пробиваемость М62 и её солидный урон за выстрел уже позволяют почувствовать себя с этой пушкой настоящим истребителем танков - теперь твои коллеги-противотанкисты изо всех остальных веток не смогут смотреть на тебя свысока. Приятной особенностью является также то, что в сравнении с Д-54 она несколько меньше демаскирует при стрельбе: согласно отображаемым в игровом клиенте данным, коэффициенты маскировки при выстреле из этих пушек отличаются на 1...3% в пользу М62. С учётом того, что при стрельбе этот коэффициент составляет всего-то 3...7%, в зависимости от обвеса и прокачки экипажа - разница вполне ощутимая.
Оборотной стороной достоинств пушки является её невысокая точность, чудовищно долгое для такого калибра сведение прицела и уменьшенный сектор наведения по горизонту (по 7 градусов вправо-влево против 9 градусов на 100-мм орудиях). К этому следует добавить, что среди всех пушек игровой СУ-101 именно М62 отличается самой низкой скорострельностью и самым большим весом артсистемы (почти на тонну тяжелее остальных, что для 35-тонной машины уже вполне заметно). То есть со 122-мм пушкой М62 за возможность более-менее стабильно наносить урон танкам своего и высших уровней мы платим снижением возможностей активной игры.
Боекомплект к пушке М62-С2 состоит из 28 снарядов. Хорошее пробитие базовыми снарядами вполне позволяет обходиться ими, разве что для особых случаев дополнив боекомплект одним-двумя кумулятивными и фугасными. После Д-54 может приятно удивить стоимость боёв: базовые снаряды М62 при лучшей пробиваемости и большем уроне за выстрел ещё и стоят дешевле, чем к предтоповой "сотке" - 1065 кредитов против 1230. С учётом того, что "золотых" снарядов 122-мм пушка в принципе требует намного реже, играть без убытка становится гораздо проще.
В дереве исследований СУ-101 это модуль "тупиковый", никуда не ведёт, так что можно 122-мм пушку и не открывать, прокачав следующую машину ветки со 100-мм пушкой Д-54. Впрочем, даже если не планируешь ставить М62 - советую её всё же исследовать здесь, на "Уралмаше": эта же пушка ставится и на следующую по ветке СУ-122-54, а на ПТ-САУ 9-го уровня ездить со 100-мм Д-54С будет совсем грустно.
Если "ломает" читать подробный разбор вооружения под катом выше - далее привожу краткие итоги по сравнению предтоповой (100-мм Д-54) и топовой (122-мм М62) пушек СУ-101.
Предтоп, достоинства:
+ высокая скорострельность и урон в минуту,
+ шире сектор наведения по горизонту (на 4 градуса против 122-мм пушек),
+ хорошие точность и сведение прицела,
+ больший боекомплект,
+ меньшая масса (можно "впихнуть" даже на базовую ходовую),
+ меньшая стоимость исследования.
Предтоп, недостатки:
- слаба пробиваемость,
- мал разовый урон,
- сильнее демаскировка при выстреле,
- большая затратность игры (цена даже базовых снарядов для своего урона и пробития непомерно велика, что с учётом "голдозависимости" пушки совсем грустно).
Топ, достоинства:
+ хорошая пробиваемость,
+ неплохой разовый урон,
+ меньшая демаскировка при выстреле,
+ выше доходность игры (соотношение "эффективность/стоимость" её снарядов - пожалуй, наилучшее среди всех доступных для СУ-101).
Топ, недостатки:
- малы скорострельность и урон в минуту,
- урезанный сектор наведения по горизонту (на 4 градуса против 100-мм пушек),
- низкая точность и долгое сведение,
- меньший боекомплект,
- большая масса (на базовой ходовой не ставится),
- высокая цена исследования.
Если есть выбор между ними двумя - то для засадной тактики более подходит топовая М62, а для активной игры я бы советовал предтоп Д-54.
Замечание от Эндрю_1177:
Цитата
(При всех недостатках орудия Д-54)... всё равно рекомендую новичкам проходить 101 именно с ним, так как его лютый ДПМ и неплохая голда немного сглаживают остальные минуса ПТшки.
3.2. Экипаж и его обучение
Состав у экипажа - самый распространённый, четыре человека:
1. командир (он же радист);
2. наводчик;
3. механик-водитель;
4. заряжающий.
Надеюсь, читатель, ты не сторонник извращений и не посадишь на машину 8 уровня экипаж из 50%-ных новобранцев. Более того, даже обученные в полковой школе 75%-ные резервисты - тоже не лучшее решение. Постарайся подобрать для "Уралмаша" опытных бойцов, уже имеющих 100% подготовку на какой-то другой советской ПТ-САУ и хотя бы одно дополнительное умение.
Spoiler
Даже если жалко снимать ребят с предыдущей машины (СУ-100М1) - в советском дереве пока ещё осталось несколько приятных в управлении и доходных ПТ-САУ (СУ-100, СУ-85, СУ-85Б, да хоть СУ-76), включай ускоренную прокачку, и боёв этак за 50 любая из них подарит тебе 100% экипаж как раз нужного состава. Если можешь себе позволить подготовку экипажей на премиумной технике (например, СУ-122-44 или СУ-85И) - ещё лучше.
Дополнительные навыки и умения.
Для начала почти на всех ПТ-САУ я ставил "шестое чувство" командиру и "маскировку" остальным - и на СУ-101 не стоит делать исключения, даже ради модного "боевого братства". Оно заработает не сразу, а маскировка будет улучшаться прямо сейчас. Если этот же экипаж планируешь пересадить на СУ-122-54, то и вторыми навыками качать боевое братство смысла немного: на следующей машине добавится ещё один заряжающий, поэтому с таким трудом прокачанное у четырёх человек боевое братство разом станет бесполезно. Так что вторым навыком я качал "маскировку" у командира, "ремонт" у наводчика, "короля бездорожья" механику-водителю и "бесконтактную боеукладку" заряжающему. Впрочем, сейчас уже считаю, что с наводчиком поспешил, и больше толку было бы качать ему "снайпера". Вся эта подветка ПТ-САУ (от СУ-100М1 до "263" отличается относительно небольшим уроном при большой скорострельности пушек, поэтому "снайпер" для любой из них - "то, что доктор прописал". "Ремонт", если он вкачан лишь у одного из четырёх членов экипажа, мало что даст - его я планировал качать третьим навыком у всех.
Абстрактно идеальный 4-перковый экипаж для СУ-101, на мой взгляд, выглядел бы так:
у командира - "шестое чувство", "боевое братство", "маскировка", "орлиный глаз";
у наводчика - "маскировка", "боевое братство", "снайпер", "ремонт";
у механика-водителя - "маскировка", "боевое братство", "король бездорожья", "ремонт";
у заряжающего - "маскировка", "боевое братство", "бесконтактная боеукладка", "ремонт".
Если собираешься оставить СУ-101 в гараже насовсем - стоит развивать экипаж именно в этом направлении: так сильные стороны машины раскрываются наиболее полно. Выше я советовал качать по-другому просто с прицелом на будущую пересадку экипажа в СУ-122-54, для которой "боевое братство" из-за прибавки второго заряжающего качать пока нет резона.
Замечу, что Эндрю_1177 советует при выборе топовой пушки М62 обязательно вкачать перки на сведение у мехвода и наводчика (плавный ход и плавный поворот башни), что хоть отчасти позволит сгладить недостатки орудия. В своё время я эту пушку застал только недолгое время на тестовом сервере, поэтому не могу сказать - действительно ли есть смысл ставить такие "костыли", или их эффект исчезающе мал. Сам я обычно предпочитал навыками в первую очередь предельно усилить именно достоинства любой машины, уже во вторую пытаясь ослабить недостатки. Напомню, кстати, что "плавный поворот башни" на безбашенных САУ действует лишь в пределах сектора наведения по горизонту, на СУ-101 очень узкого, что ещё более обесценивает этот навык.
Советовать "качай одно, доводи до 100%, потом сбрасывай на другое" не буду - этот метод требует существенных затрат игрового золота, поэтому подходит не всем. При сбросе навыков/умений за серебро (не говоря уже о бесплатном сбросе) теряешь слишком много "пОтом и кровью" заработанной в боях выучки, поэтому я к такому методу почти не прибегал.
3.3. Дополнительное оборудование и расходники
Как и с обученным экипажем - надеюсь, что необходимость в дополнительном оборудовании на машине 8 уровня у тебя сомнений уже не вызывает.
В этом плане легковесность, компактность и хилое вооружение служат нам хорошую службу. Там, где владельцы других ПТ-САУ нашего уровня вынуждены ставить всё самое дорогое, "тяжевского" класса - мы обходимся куда более скромными опциями, на уровне СТ. "Джентльменский набор" из досылателя и дополнительной вентиляции на любой другой ПТ-САУ 8 уровня стоит 1100000 (500К+600К) кредитов, и только на нашей СУ-101 это обойдётся в 350000 (200К+150К) кредитов. Почувствуйте разницу, что называется. И даже усиленная подвеска у нас, будто у маленькой БТшки, стоит всего 80 тысяч. На любой другой ПТ8 это были бы пятитонные торсионы за 500 (пятьсот!!) тысяч.
Spoiler
Вообще то, что на "Уралмаш-1" в игре ставится дешёвая опция "усиленная подвеска Кристи" - скорее всего, просто недосмотр разработчиков. На реальной машине от подвески Кристи остался только внешний вид с большими катками, а внутри-то корпуса эти катки были подрессорены куда более современной торсионной подвеской от Т-44. Между нами говоря, владельцы игрового Т-44 для усиления подвески должны раскошеливаться на целых 200 тысяч за торсионы трёхтонного класса, поэтому тс-с-с, пока разрабы не слышат :-)
В общем, не жмотимся и "тюнингуем" свою СУ-101 сразу же после покупки.
Если не запасся свободным опытом на ходовую или спешишь скорее открыть улучшенную пушку, то ставь первым делом усиленную подвеску Кристи. 80 тысяч на этом уровне - совсем небольшие деньги, так что потом, на второй ходовой, можно будет сэкономить 10 золотых и просто разрушить этот модуль, не снимая его на продажу.
Предметом первой необходимости здесь я считаю досылатель среднего калибра. Компенсировать слабость вооружения мы можем только скорострельностью, поэтому здесь нужно выжимать из пушки возможный максимум.
Дополнительная вентиляция 2 класса тоже крайне желательна, она чуть-чуть улучшит сразу все наши сильные качества - и скорострельность, и подвижность, и обзор.
Маскировочная сеть - как и для большинства других советских ПТ-САУ, это на СУ-101 чрезвычайно полезный предмет. Да, нам приходится много двигаться и частенько без толку возить бесполезную в движении масксеть. Да, отвратительные углы наводки постоянно требуют подрабатывать гусеницами, отчего сетка "слетает". Но всё-таки... Даже среди перекопанных в хламину "лунных" и "марсианских" карт "Мира танков" пока ещё остались такие, на которых можно спрятаться и в старом добром противотанковом стиле работать снайпером, хотя бы недолго. В этом случае масксеть незаменима, поскольку засвет потребует от нас немедленно сменить позицию и свалить. Без сетки это будут лишние несколько выстрелов, не сделанные по врагу.
Именно с таким набором - досылатель, вентиляция, масксеть - я и предпочитал ездить на СУ-101.
Большой смысл есть также в установке усиленных приводов наводки. Особенно это будет полезно, если ездишь со 122-мм пушкой - Д-25 или топовой М62. Их долгое сведение очень мешает активному стилю игры, которого волей-неволей приходится придерживаться на СУ-101. Сам для себя долго решал и колебался, но всё-таки не стал жертвовать масксетью ради приводов; правда, в то время у самоходки в игре не было 122-мм пушки М62 и топовой являлась относительно быстро сводящаяся Д-54.
Оправдано может быть также применение стереотрубы (а ещё лучше просветлённой оптики) - обзор у машины один из лучших в классе, да и "светлячком" часто подрабатывать приходится, так что усилить это качество было бы весьма полезно.
Какое-либо другое дополнительное оборудование на СУ-101 лично я считаю много менее полезным, чем вышеперечисленное, поэтому комбинировать свой "обвес" советую из числа этих семи устройств. Это моё мнение, а выше есть опрос - можно видеть, как дело обстоит по мнению большинства.
Расходники я брал с собой по стандарту: аптечка, ремкомплект, огнетушитель.
4. Общая оценка СУ-101 в прокачанном (топ) состоянии
Для полностью прокачанной СУ-101 с орудием М62-С2 характеристики выглядят так:
4.1. Достоинства и недостатки СУ-101 как боевой единицы
В топе (это наилучшее состояние танка, когда прокачаны и установлены все доступные модули) мы получаем всё ещё не блещущую игровыми ТТХ машину. Низкая точность и долгое сведение прицела мешают реализовывать неплохую в остальном пушку, запас прочности - самый маленький на уровне (не считая артиллерии; у лёгких танков и то больше), броня для 8 уровня средненькая. И, разумеется, по-прежнему при нас худшие среди всех ПТ-САУ углы наведения вниз и в стороны, из-за которых воюешь больше не с противником, а с буграми на марсианском рельефе игровых карт.
Ладно, читатель, это всё плохо, но ты спросишь - что же тогда в машине хорошо? Есть и хорошее. Во-первых - подвижность. Пусть самоходка не попадает, не пробивает, под обстрелом не выживает, зато как носится, как крутится!! :-) И не нужно это недооценивать - даже слабая пушка, оказавшаяся в нужное время в нужном месте, может быть намного полезнее для победы, чем сокрушительная мощь 120-, 128- и 152-мм пушек твоих коллег, без толку простаивающая на другом фланге. И потом, чёртовы гопники "светляки" и СТшники, так и мечтающие пристроиться к безбашенной ПТ-САУ и безнаказанно поиметь её в кормушку - при встрече с СУ-101 бывают очень сильно огорчены и быстро обзаводятся дополнительной 100-мм вентиляцией в корпусе, а это ведь тоже дорогого стоит.
Во-вторых, наша сильная сторона - маскировка. Да, рельеф игровых карт обычно вынуждает нас елозить, выезжать из-за прикрытия и выдавать себя. Да, в реалиях WoT извлечь пользу из маскировки бывает сложно - локации приспособлены, в первую очередь, для "заугловых пострелушек" на предельно близкой дистанции, а места для стрельбы из засад старательно изничтожаются разработчиками. Но маскировка таки есть, и у грамотно поставленной СУ-101 она просто великолепна.
В-третьих - собственно то, за что мы платим отвратными углами наведения и слабым вооружением: компактность. Да-да, именно компактность, хотя в игре её достоинства и неочевидны, но это на самом деле огромный плюс, особенно для подвижных машин. Вспомни, когда ты в прошлый раз подбил маленького "светляка", несущегося на полном ходу - сколько снарядов ты на это потратил? А твои сокомандники? А сколько выстрелов вы могли бы сделать по другим вражеским танкам за это время, но не сделали? То-то же. Компактные подвижные машины с мало-мальски грамотным водителем теория вероятностей защищает не хуже брони - по крайней мере, в игре. А уж если к этому всему ещё и броня какая-никакая имеется, да под хорошими углами - нередки и вовсе чудеса, когда пол-команды палит в одного везунчика и не может уничтожить.
Подытоживая сказанное, рассмотрим
достоинства и недостатки прокачанной СУ-101.
Начнём с достоинств:
+ превосходная подвижность и манёвренность;
+ превосходная маскировка;
+ компактность и низкий силуэт;
+ неплохое бронирование под рациональными углами наклона;
+ очень хороший обзор;
+ по орудиям есть выбор между скорострельностью и разовым уроном;
+ закрытое боевое отделение (выше стойкость к близким разрывам ОФ снарядов).
Компенсацией и продолжением достоинств, как всегда, являются недостатки, для СУ-101 они таковы:
- сложно реализовать орудие (при любом выборе: приходится выбирать между плохой пробиваемостью и безобразно долгим сведением. У большинства одноклассников либо выше разовый урон, либо намного комфортнее прицеливание, либо то и другое сразу);
- крайне ограниченные углы наведения пушки, особенно вниз;
- плотная компоновка (частые криты и пожары при попаданиях);
- очень мал запас прочности (в игре это общая для всего класса ПТ-САУ слабость, но именно СУ-101 принадлежит печальный рекорд);
- закрытое боевое отделение (требуется вентиляция для наилучшей работы экипажа, что открытые САУ получают бесплатно).
4.2. Стоимость, доходность и уровни боёв
Цена СУ-101 составляет 2560000 кредитов (игра версии 0.9.20). Ниже - таблица с моими доходами-расходами за несколько боёв; записывал все подряд, не отбрасывая ни лучших, ни худших.
Spoiler
Доходность СУ-101 за 20 боёв, версия 0.8.6
Полностью топ комплектация, расходники обычные (не премиумные); попадал как со своим уровнем, так и с 9-10 уровнями; все бои - случайные, сыграны в одиночку (без взводов) и на базовом аккаунте; столбец расчётного дохода с премом добавил. Добавил также столбцы с опытом и уроном за бой, чтобы можно было оценить мой невысокий класс игры и прикинуть, насколько лучше дело обстояло бы при более грамотном управлении машиной.
В целом серия не очень удачная, но даже так в среднем получился маленький "плюс" по кредитам. Можно видеть, что кумулятивных снарядов я не использовал - это не нарочно, в них действительно за те 20 боёв нужды как-то не возникло. Так-то я 6 штук кумулятивов в боекомплекте возил, и за предыдущие бои иногда их тратил.
По итогам вышло, что в патче 0.8.6 машина у меня чуть-чуть "фармила" даже на базовом аккаунте, с премом заработок становился ощутимым (в среднем свыше 10К кредитов чистыми за бой).
Сейчас, в 2017-м, те данные о "фарме" уже сильно устарели, но других у меня нет. Чтобы этот подраздел не напоминал своей древностью продукт жизнедеятельности мамонта - приведу свежее замечание от Эндрю_1177, продолжающем и сейчас играть на СУ-101, невзирая на все улучшения игры, проведённые для нас уважаемыми разработчиками:
Цитата
Топовая пушка М62 вполне позволяет фармить, но для нее нужен хороший экипаж (братство+вентиль, перки на сведение у мехвода и наводчика), а вот предтоп (Д-54С) жрёт серебро только так, при настреле около 2К и победе часто бываю в минусе.
Распределение в боях у нас вполне стандартное: +-2 уровня к нашему. Встречаемся с танками и артиллерией 6, 7, 8, 9, 10 уровней. Иными словами, мы частенько видим в боях всё самое сильное в игре, без поблажек - ведь выше 10 уровня просто никого нет.
5. Тактика боя
Какие-то определённые советы дать трудно. Играть как обычная ПТ-САУ мешают упомянутые проблемы с вооружением, а применять тактику СТ мешает отсутствие башни, отвратительные углы наведения и очень малый запас прочности.
Spoiler
Тем, кто советует "играть, как на СТ без башни" - напоминаю: во-первых, СТ без башни - это уже калека, а во-вторых - не только у лёгких танков нашего уровня, но даже и у СТ 7 уровня запас прочности существенно больше нашего. То есть изображать СТ мы, конечно, можем, но это будет сильно подбитый и закритованный СТ. Любой нормальный средний танк с башней эту роль исполнит много лучше нас.
Все карты приходится как бы "учить заново": любимые и обжитые "нычки" делаются попросту недоступны из-за плохих углов склонения орудия. Да и прошивать издали в лоб наступающих "тяжей", в стиле ИСУ или "Фердинанда", мы не сможем - руки коротки. Что, говоришь - выцеливать слабые точки? С нашим-то разбросом, с дистанции в 300-400 м (а ближе нас заметят и в два счёта расстреляют)? Ну, попробуй, могу только пожелать удачи - она тебе очень сильно пригодится.
С другой стороны, открываются новые возможности, остальным ПТ-САУ недоступные. Подвижность и малые размеры при неплохой бронезащите позволяют СУ-101 отыскивать в рисунке боя такие "лазейки", какие до неё были доступны лишь самым шустрым лёгким и средним танкам. Только ЛТ и СТ там больше светят, а у нас пушка всё-таки помощнее, поэтому и там вполне можно и даже нужно раздавать урон.
Да-да, пусть с проблемным вооружением и запредельной подвижностью, наша СУ-101 всё-таки остаётся ПТ-САУ, и тактику вырабатывать нужно, исходя из этого. Подогнав свою пушку в нужное время и в нужное место, СУ-101 может даже переломить исход сражения.
Наша машина в игре - этакий ниндзя, хотя нифига не черепашка. В реальности настоящий ниндзя никогда не выдержал бы открытого боя с самураем - ни экипировки (вооружения и доспехов), ни подготовки не хватило бы. Зато навредить, отвлечь, метнуть стрелку или ножик и исчезнуть - всегда пожалуйста. Примерно так же следует действовать и водителю СУ-101 в бою против старших уровней, да и против своего тоже. Видишь свалку "тяжей" - обойди сбоку, покусай вражин и сваливай. Видишь брешь в обороне - врывайся во вражеские тылы и начинай "партизанить": выбивать артиллерию, толкать "гостинцы" в корму и бока увлечённым разборками вражеским тяжам и средним танкам. Видишь светляка, рванувшего резать вашу артиллерию - догоняй его и карай, мало какой светляк способен "сбросить с хвоста" топовую СУ-101. В общем, старайся чувствовать бой и действовать по обстоятельствам.
Привычные приёмы и шаблоны действий придётся ломать, в них СУ-101 не ложится. Вот, скажем, что делают обычно на других ПТшках, когда засвечены сильным противником? Правильно - отползают до ближайшего укрытия задним ходом, показывая врагу только лоб. Так вот, читатель, на СУ-101 мне пришлось про этот приём забыть - несмотря на крепкую, в общем-то, лобовую броню, мизерный запас здоровья кончается как-то быстрее, чем успеваешь доползти задним ходом в укрытие. Тут гораздо действеннее развернуться и рвануть вбок от противника, петляя, как заяц... На любой другой ПТшке это смерти подобно - ещё пока развернёшься, тебе в широкий борт натолкают до полного успокоения. Даже шустрые машины вроде АМХ АС-48 или Ягдпантеры-2, умеющие крутиться на месте не хуже "Уралмаша", имеют слишком уж высокие и уязвимые борта, чтобы даже на короткое время подставить их под обстрел. А вот при малых размерах и динамике "Уралмаша" теория вероятностей защищает надёжнее брони - поди-ка попади в летящую поперёк твоего прицела скоростную и маленькую мишень... А ведь борта у рубки тоже 90 мм, и сильно наклонены, так что, если и попадут навскидку - то рикошет будет запросто.
Чего на СУ-101 точно не следует делать - так это вступать в открытую дуэль с тяжёлым танком или ПТ-САУ своего уровня и выше. Разве что с "недобитком" на один-два твоих выстрела - в ином случае тебе помашет крылом птичка обломинго. В дуэли твоё здоровье всегда кончится раньше, чем у противника, уж не сомневайся. Враг обернулся, нацелился в тебя - убегай, ты не рыцарь и здесь не турнир. И вообще на СУ-101 не стесняйся убегать и показывать корму врагам. Стыдно? Пусть стыдно будет тому, кто ПТ-САУ 8 уровня в игре дал только подвижность, отобрав почти всё остальное. Обидно? Так вся эта подветка ПТ вообще обидная: из-за слабых пушек и малой живучести нас не боятся. Зато, пока тот, кто обратил тебя в бегство, считает себя победителем - ты обойдёшь, если надо, хоть через пол-карты, и из новой засады его расстреляешь. Уж что-что, а бегать-то СУ-101 умеет - "бешеной собаке семь вёрст не крюк".
В общем, как правильно заметил товарищ Venji, успешную тактику нужно искать в боях, не на форуме. Заходи в бои, не бойся "сливов" - и со временем приноровишься к непростой игре на "Уралмаше", так что и "сливов" тех станет не больше, чем на другой технике. Надеюсь, что мои советы выше послужат тебе хорошей отправной точкой для выработки своей тактики.
6. Заключение
Как и многие другие машины, воплощённые в металле для реальной войны, в своём игровом виде с учётом всех условностей "Мира танков" виртуальный "Уралмаш-1" вышел некомфортным и сложным для игрока. Тем не менее, свои поклонники у СУ-101 есть и сейчас. Равнодушных, пожалуй, среди её владельцев и не найдёшь: одни яро её проклинают, другие столь же яро ею восхищаются. При любом к ней отношении следует признать, что машина получилась необычная по игровым ТТХ и по-своему интересная. Как знать, читатель - может, именно тебе она придётся по душе?
Удачных боёв на СУ-101!
Автор темы благодарит хороших людей из Сообщества противотанкистов - кланы "336-й ГвТСАП" и "s.Pz.Jg.Abt.654" - ивсех участников форума за конструктивную критику и развёрнутые отзывы о СУ-101 и данной статье. Также должен поблагодарить модераторов раздела, давших ценные подсказки по оформлению темы. Особая благодарность игроку Andrew_1177, оказавшему огромную помощь в составлении новой (образца 2017 г.) редакции гайда и снабдившему статью новыми иллюстрациями.
P.S. на всякий случай - для Элиты World of Tanks, Уголковых Нагибаторов всея РУ-кластера
Spoiler
Заранее сообщаю, что моя статистика на любом танке худшая из возможных. Скилл не скиллится, рейтинг не рейтится. Не трудитесь мне рассказывать, что автор темы "олень, днище и краб" - я это и сам знаю. В данной теме просьба высказываться по теме. Анноит - шлите комплейн! ;-)
Ссылка на старую тему по этой же машине.
Тема по предыдущей машине ветки (СУ-100М1).
Тема по следующей машине ветки (СУ-122-54).
Сообщение отредактировал wm_tankist: 13 окт 2017 - 21:34
С равными уровнями машинка справляется без проблем Топовая пуха X уровня после установки кидает часто в вниз списка, к этому надо сразу готовится, Не жалею что взял ее хотя после Фердинанда кажется метеором по подвижности но неудобная по урону так как не все дают выцеливать слабые места.
Она для тех кому изначально хотелось 122-54 пока ее не убрали из игры заменив на китайца.
Стиль игры особый на ней просто а так не плохая интересная машинка=)
С равными уровнями машинка справляется без проблем Топовая пуха X уровня после установки кидает часто в вниз списка, к этому надо сразу готовится, Не жалею что взял ее хотя после Фердинанда кажется метеором по подвижности но неудобная по урону так как не все дают выцеливать слабые места.
Она для тех кому изначально хотелось 122-54 пока ее не убрали из игры заменив на китайца.
Стиль игры особый на ней просто а так не плохая интересная машинка=)
Что за особый стиль игры?
Имеете ввиду ближний бой? Так нас даже семерки пробивают.
За это скажем спасибо стримерам, которые по всем танкам делали обзор уязвимых зон.
Прошел сегодня, сейчас взял 263, 4 боя скатал, что могу сказать: в стоке он медленный и не поворотливый донельзя, пушка та же, но стреляет точнее, стабилизация лучше, удивительно. броня покрепче, но арта карает, да и ещё раз, скажу про людей, которые возят пол БК фугасов, их очень много, ковыряют сразу. Посмотрю что дальше будет, а тут всем удачи. Уралмаш пройден, ждал нагиба, не смог.
И ещё момент, вот пробитие 258, а такое ощущение, что сильно меньше, имхо. Всем удачи!
Сообщение отредактировал Mike69rus: 10 ноя 2019 - 23:44
На фул фарше играется на бич пакете 1из5 боёв выдает, в этой игре больше нет понятия "нет нагиба за бабло" так что для тех кто играет бесплатно это проходной танк, для тех кто любит раскрывать патанционал и не жалеет денег и времени то танк фановый и может разваливать кабины!
Докачал до топа. Экипаж с 3 перками. Это худшая ПТ из всех веток, которые я качал. Не могу понять, как на ней играть. Брони как бы нет, пушки косые, пробитие такое себе.. Быстро ездит. Бывает удачно сыграешь, потом 10 боев полного угара.
Взял эту пт сугубо под лбз на 279р ( танкование), попутно выкачивая 268/4. Отыграл около 50 боев. ИМХО, только с топовой пушкой она может, так как альфа решает. Броня есть и это факт. Но только если прятать нлд. Процент танкования что-то в районе 0.80+. В средуху не потел,так как упарывался на лбз. Но если играть спокойно не отвлекаясь 1800 на бб можно иметь
Сообщение отредактировал ZeBullet: 23 ноя 2019 - 13:12
Камрады, посоветуйте на каком стволе из двух предтопов лучше качаться до топ-дрына?
100 мм или 122? Чисто по сравнению ТТХ склоняюсь к 100 мм, но мало-ли может из практики какие-то "подводные камни" есть...
И грянул гром, поднялся ветер... На колеснице к нам с небес... Спустился SerB, с суровым взглядом... И прокричал : "КТТС!!!" (С)
Камрады, посоветуйте на каком стволе из двух предтопов лучше качаться до топ-дрына?
100 мм или 122? Чисто по сравнению ТТХ склоняюсь к 100 мм, но мало-ли может из практики какие-то "подводные камни" есть...