Перейти к содержимому


Тяжёлый танк Т-10 (ИС-10)


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 78

Loker #1 Отправлено 20 июл 2010 - 15:54

    Старшина

  • Бета-тестеры
  • 15412 боев
  • 710
  • [NOONE] NOONE
  • Регистрация:
    10.05.2010
Эта машина стала квинтэссенцией всего опыта проектирования , производства и боевого применения Советских тяжёлых танков в военный и послевоенный период. Не даром, она простояла на вооружении вплоть до 1993 года и была снята уже в России. По комплексу своих боевых качеств она вполне могла бы успешно конкурировать с современными ОБТ, а в своё время у неё просто не было равных.

http://alternathisto...0809_T-10_1.JPG

Статья об этой машине написана в журнале Бронеколлекция (приложение к Моделисту Конструктору) №4  за 2009 год.

В условиях разгорающейся «холодной войны» армии настоятельно требовалась новая тяжёлая машина, превосходящая по своим характеристикам танки военных лет — ИС-2, ИС-3, ИС-4, но в то же время относительно недорогая, надёжная, технологичная, которую можно было бы запустить в серию сразу на нескольких танковых заводах.

Задание на такой танк ГБТУ выдало в конце 1948 г. В нём особо подчеркивалось, что масса машины не должна превышать 50 т. Танк, получивший обозначение «объект 730» и индекс ИС-8, поручили разработать КБ Челябинского завода. Однако главным конструктором танка был назначен Ж. Котин, хотя в то время он работал на Кировском заводе в Ленинграде.

Такая «странность» определялась сложившейся к тому времени ситуацией, когда в стране образовалось два самостоятельных центра по разработке и производству тяжёлых танков: один, как упоминалось ранее, находился на Урале — это Челябинский тракторный завод с отлично налаженным танковым конвейером; другой — в Ленинграде, на Кировском заводе, где танковое производство после войны ещё не было восстановлено в полном объёме, но где в СКБ-2 сосредоточились крупные силы конструкторов-танкостроителей. Учитывая, что новый тяжёлый танк планировалось запустить в производство и в Челябинске, и в Ленинграде, считалось важным, чтобы в его разработке участвовали конструкторы обоих предприятий. Практика показывала, что созданную на одной базе и под определённую технологию машину очень трудно поставить в производство на другом заводе. По предложению заместителя Председателя Совета Министров СССР В. Малышева, руководившего всю войну Наркоматом танковой промышленности, филиал Опытного завода №100 в Ленинграде, директором которого являлся Ж. Котин, в 1949 г. был реорганизован во Всесоюзный научно-исследовательский институт ВНИИ-100. Это означало, что, имея статус всесоюзного, институт получал полномочия выдавать рекомендации в масштабах всей танковой отрасли.
http://alternathisto...0809_T-10_2.JPG
Итак, общее руководство проектными работами по новому танку ИС-8 было возложено на Ж. Котина, а непосредственным руководителем проекта стал его заместитель А. Ермолаев. Разрабатывать документацию решили в Челябинске. Туда выехала бригада ленинградских конструкторов для совместной работы со специалистами ЧКБ.

В первую очередь, разработчики постарались в полной мере использовать накопленные за годы войны статистические данные по поражению отдельных деталей корпуса и башни танков. Это позволило провести дифференциацию бронирования — использовать основную массу брони для защиты наиболее поражаемых участков и избежать перетяжеления тех мест, куда снаряды попадали реже.

Конфигурацию носовой части корпуса заимствовали от танков ИС-3 и ИС-7 («щучий нос»). Толщину лобовых листов оставили как у ИС-3 — 120 мм, но изменили углы их наклона, повысив бронестойкость этой части машины за счёт увеличения так называемой эффективной толщины брони. По этой же причине борта танка сделали составными, поставив верхнюю их часть под углом к вертикали, а нижнюю выполнив гнутой. Литая «приплюснутая» башня походила по своей конфигурации на башню ИС-3, но имела большие углы наклона стенок.
http://alternathisto..._T-10_maska.JPG
Бронемаска танка Т-10.

Основное вооружение оставили таким же, как на ИС-3, — заслуженное 122-мм танковое орудие Д-25. Правда, в ЦКБ-9 его несколько модернизировали. Слишком низкой была скорострельность, связанная с раздельным заряжанием, из-за чего возможно было производить всего 2 — 3 выстр./мин. Более того, на подготовку первого выстрела уходило не менее 20 с (для сравнения: благодаря унитарному заряжанию «Королевский Тигр» мог произвести первый выстрел через 8 с). Заряжающему приходилось действовать в два приёма. Сначала из одной боеукладки он брал снаряд массой более 25 кг и досылал его в зарядную камору ствола. Затем из другой боеукладки — гильзу с зарядом около 20 кг и уже досылал её вслед за снарядом.
http://alternathisto...0_vid_szadi.JPG
Теперь на ИС-8 предусмотрели специальный механизм досылания. Заряжающий только укладывал снаряд на специальный лоток сбоку от казённой части орудия, а затем включался электропривод цепного досылателя, загоняя его в ствол. Подобная операция повторялась и с гильзой. Благодаря такой механизации скорострельность орудия, получившего уже индекс Д-25ТА, удалось повысить до 3 — 4 выстр./мин.
http://alternathisto...10_chertyog.JPG
Наведение пушки и спаренного с ней 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта ДШК осуществлялось с единого пульта управления с помощью автоматизированного электропривода ТАЭН-1. В командирской башенке для обеспечения целеуказания имелось следящее устройство.
http://alternathisto...-10_bashnya.JPG
В качестве силовой установки танк получил дизель В-12-5 мощностью 700 л.с. с такой же эжекционной системой охлаждения, как на ИС-7. От него же заимствовали и удачную трансмиссию — 8-ско-ростную коробку передач с механизмом поворота, объединенные в одном картере, и сервопривод управления.

Ходовую часть с семью опорными катками и поддерживающими роликами, а также гусеницу заимствовали у танка ИС-4; имея ширину 720 мм, она обеспечивала удельное давление 0,77 кг/см2.
http://alternathisto...0809_T-10_3.JPG
Подобное использование проверенных конструкторских решений, постановка уже отработанных узлов и агрегатов позволили существенно сократить сроки проектирования. В апреле 1949 г. технический проект ИС-8 был готов. В мае приступили к сборке опытной машины. В том же году после испытаний выпустили установочную партию из десяти танков.

В апреле — мае 1950 г. машины передали на госиспытания, состоявшиеся на полигоне НИИБТ в Кубинке. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала ИС-8 («объект 730») в серийное производство. Летом 1950 г. в Туркмении, вблизи города Мары, были проведены их гарантийные испытания, а осенью и войсковые.

Первоначальный проект нового танка несколько раз подвергался изменениям, поэтому менялся и его индекс — с ИС-8 на ИС-9, а затем на ИС-10.

Испытания окончательного варианта машины завершили к декабрю 1952 г. Однако в начале марта 1953 г. умер И.В. Сталин, в честь которого и была в своё время принята аббревиатура «ИС», принятие танка на вооружение затянулось и состоялось только в конце года. В постановлении СМ СССР №2860-1215 от 28 ноября и приказе министра обороны №244 от 15 декабря новая машина именовалась уже не ИС-10, а просто Т-10.

Серийное производство Т-10 разворачивалось медленно. В 1953 г. успели выпустить лишь десять машин, в следующем — 30, а в 1955 г. — 90.
http://alternathisto...0809_T-10_4.JPG
Т-10 на войсковых учениях.

Бронекорпус танка Т-10 имел сварную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта — составные из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса выполнялся откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии, как у Т-34.

Днище корпуса — штампованное, корытообразной формы; в задней своей части — плоское. Жёсткость его усилена вваренными кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или резьбовыми пробками.

Место механика-водителя — впереди по оси машины. В движении он мог пользоваться приборами наблюдения: ТПВ-51, установленным в крышке люка, и двумя ТИП — вверху корпуса.

Башня — литая, с переменными углами наклона стенок. Передняя часть её крыши отливалась заодно с корпусом, а задняя — приваривалась. Справа в крыше находился люк заряжающего, над

которым монтировалась установка зенитного пулемёта; над люком слева размещалась командирская башенка с прибором наблюдения ТПКУ. По окружности верхнего погона башенки находились семь приборов наблюдения ТИП. Для наводчика и заряжающего в башне имелись три прибора ТПБ-51.

Толщина брони передней части — 250 мм, литой части крыши — 40 мм. Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим приводами.

Основное вооружение — 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, как и спаренный с ней 12,7-мм пулемёт ДШКМ, устанавливалась в литой маске башни. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Прицел — телескопический ТШ2-27. При заряжании применялся механизм досылания, скорострельность при этом составляла 3 — 4 выстр./мин; при заряжании вручную — 2 — 3 выстр./мин. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках. Прицельная дальность ведения огня составляла 5000 м, максимальная дальность стрельбы — 15 000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда — 795 м/с.
http://alternathisto...kom_bashnya.JPG
Командирская башенка танка Т-10

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ, снабжённый коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект — 1000 патронов: 300 — к спаренному пулемёту и 150 — к зенитному укладывались, соответственно, в шесть и три штатные патронные коробки; ещё 550 патронов находились в цинковых коробках.

Дизельный двигатель В-12-5 — 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Его основные особенности: наличие центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, позволившего увеличить его мощность, и двух суфлёров на верхнем картере; оборудование комбинированным масляным фильтром Кимаф-3 и двойным подводом масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения смазкой при запуске; отсутствие выпускных коллекторов. Запуск двигателя осуществлялся электростартером типа СТ 700А или сжатым воздухом.

В топливную систему танка входили три внутренних бака: два задних ёмкостью по 185 л и один передний на 90 л, соединённые между собой трубопроводами. Кроме того, на крыльях в корме танка разместили по одному наружному топливному баку ёмкостью по 150 л, подключённых к топливной системе танка. Таким образом, запас топлива составлял 760 л. Начиная с июня 1955 г. стали устанавливать в корме ещё 270-литровый внутренний бак.

Система охлаждения — жидкостная, закрытая, эжекционная. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа.

Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК» и двух двухступенчатых бортовых передач. Всего обеспечивалось восемь передач вперёд и две назад. Главный фрикцион в его классическом понимании в трансмиссии отсутствовал, нейтральное положение в механизме передач и поворотов можно было получить при его выключении. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода.

Ходовая часть танка имела ведущие колёса заднего расположения со съёмными венцами с 14 зубьями. На каждом борту было по семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка — независимая, с пучковыми торсионами по семь стержней. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве подрессорников применялись буферные пружины.

Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой цепи — 88, шаг трака — 160 мм, ширина — 720 мм.

Система электрооборудования — однопроводная, 24-вольтовая. Применялись генератор Г-74 и четыре аккумуляторные батареи.

Связь устанавливалась радиостанциями 10РТ-26Э, внутренняя — ТПУ-47-2 на четыре абонента.

Танк оборудовался также автоматической углекислотной системой ППО с термозамыкателями. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5.

В 1950 г. в ленинградском СКБ-2 (с 1951 г. — Особое конструкторское бюро танкостроения, ОКБТ) началась разработка систем стабилизации вооружения танка Т-10. Это позволило бы существенно поднять вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу. Дело в том, что для произведения прицельного выстрела требовалась небольшая остановка танка хотя бы на пару минут — это называлось «вести стрельбу с коротких остановок». В таких случаях наводчик, обнаружив цель, отдавал команду механику-водителю: «Короткая», и водитель должен был моментально остановить машину. Наводчик уточнял наводку орудия, производил выстрел, после чего движение продолжалось. При этом снижался темп атаки, увеличивалось время пребывания под прицельным огнем противотанковой артиллерии противника.

Лишь на сравнительно ровной местности наводчик мог произвести прицельный выстрел на ходу и без остановки танка. Однако статистика показывала, что и в этом случае вероятность поражения цели составляла всего 1 — 2%, то есть на 100 выстрелов оказывалось 1 —2 попадания. Учитывая, что боекомплект большинства танков не превышал 50 снарядов, можно было считать, что при стрельбе с ходу танк, даже расстреляв весь свой боекомплект, мог вообще не попасть в цель.

Рассматривалось два варианта стабилизации танкового вооружения. В первом силовая стабилизация пушки и башни, при которой орудие и жёстко связанный с ним прицел постоянно следят за целью. Во втором — предусматривались высокоточная стабилизация поля зрения прицела и силовая подстабилизация пушки и башни. Недостатком первого варианта являлось то, что при заряжании, когда пушка блокировалась на заданных углах возвышения, наводчик лишался возможности наблюдать за целью. Второй вариант был лишён такого недостатка, что значительно облегчало условия работы наводчика, но оказался намного сложнее в изготовлении и эксплуатации. Конструкторы ОКБТ под руководством Г. Андандонского пошли по более сложному пути. Они разработали совместно с Красногорским механическим заводом технический проект, предложив на первом этапе стабилизировать вооружение только в вертикальной плоскости, колебания в которой имели наибольшее значение для поражения цели.

Такая система стабилизации испытывалась на опытном экземпляре машины, зарегистрированной как «объект 267 сп.1» (сп.1 — первая спецификация). Разработчики применили принципиально новый перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 (танковый перископический стабилизированный), одно из его зеркал стабилизировалось в вертикальной плоскости с помощью гироскопического устройства. Точное наведение обеспечивал электрогидравлический привод за счёт работы датчика по разности углов установки прицела и пушки.

Испытания показали, что такая система «с независимой линией визирования» оказалась значительно эффективнее «зависимой», принятой позднее на среднем танке Т-54/55, в которой от датчиков гироскопа стабилизировалось орудие, а прицел имел с ним жёсткую механическую связь. Таким образом, модернизированное орудие Д-25ТС получило одноплоскостной стабилизатор ПУОТ-1 «Ураган».

Установка новых приводов повлекла за собой изменение формы броневой маски и передней части башни. Характерным внешним отличием орудия Д-25ТС стало наличие на его стволе эжектора, позволившего существенно снизить загазованность боевого отделения во время стрельбы.

В середине 1955 г. на Кировском заводе изготовили пять образцов танка «объект 267 сп.1» и провели полный цикл испытаний системы стабилизации.

Танк Т-10 с одноплоскостным стабилизатором орудия был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-10А постановлением Правительства № 649-378сс от 17 мая и приказом министра обороны от 11 июня 1956 г. В том же году на Челябинском тракторном заводе началось серийное производство таких машин, получивших обозначение «объект 730А». В 1956 г. успели построить 30 танков Т-10А.

Одновременно со стабилизацией орудия на Т-10 были также внедрены прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48.

Вскоре в ленинградском ОКБТ спроектировали систему двухплоскостной стабилизации вооружения, которая должна была компенсировать влияние на наведение орудия не только вертикальных перемещений, но также и углов рыскания танка по курсу. В результате, в 1955 г. была разработана модификация танка «объект 267 сп.2».

Для этой машины также создали прицел Т-2С, в котором одно зеркало стабилизировалось в вертикальной плоскости, а другое — в горизонтальной, чем и обеспечивалась стабилизация поля зрения в обеих плоскостях. Привод пушки по вертикали позаимствовали от танка «объект 267 сп.1».

В 1956 г. новую систему уже передали в серийное производство. А в 1957 г. поступил на вооружение танк Т-10Б («объект 730Б») с двухплоскостным стабилизатором ПУОТ-2 «Гром» и стабилизированным прицелом Т2С-29-14. Серийное производство развернули в Челябинске.

Танк Т-10Б выпускался всего один год. За это время построили 130 единиц, правда, 20 из них, хотя и считались Т-10Б, были укомплектованы стабилизатором «Ураган». В 1957 г. Т-10Б в производстве сменила комплексно модернизированная «десятка» Т-10М.

В том же году на базе Т-10Б был разработан командирский танк Т-10БК, который отличался от базовой машины наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

Wu_Yi_Yan_Cha #2 Отправлено 20 июл 2010 - 15:59

    Младший лейтенант

  • Игроки
  • 7187 боев
  • 1 137
  • Регистрация:
    01.07.2010
Хорошая машина...жаль ее тут не будет.
"В месте, где идет война,
Следую за врагом,
Сражаюсь с врагом,
Собрав все силы
Для славной победы."

RenamedUser_29645 #3 Отправлено 20 июл 2010 - 16:05

    Младший сержант

  • Игроки
  • 0 боев
  • 73
  • Регистрация:
    22.06.2010
Круто было-бы если в несли бы!
World of Tanks-Forever!


RenamedUser_29645 #4 Отправлено 20 июл 2010 - 16:05

    Младший сержант

  • Игроки
  • 0 боев
  • 73
  • Регистрация:
    22.06.2010
Шансы есть всегда!
World of Tanks-Forever!


damart #5 Отправлено 20 июл 2010 - 16:08

    Старшина

  • Бета-тестеры
  • 6396 боев
  • 646
  • Регистрация:
    22.02.2010
да т10 был бы что то.
насколько я знаю у него была ацки точная пушка и двуплоскостной стабилизатор. + его скорость и маневренность... мог быть альтернативой семерке. Бронирование у него тоже будь здоров, если кому интересно гляньте схему, случаев с "ааа я его пробил в борт а отнялась ноль!!!11" было бы очень много :Smile-playing:

Maschinengewehr42 #6 Отправлено 20 июл 2010 - 16:08

    Рядовой

  • Игроки
  • 15901 бой
  • 15
  • Регистрация:
    15.07.2010
Может еще Т-90 добавить

CIHITRA #7 Отправлено 20 июл 2010 - 16:12

    Старший сержант

  • Игроки
  • 12801 бой
  • 313
  • Регистрация:
    15.07.2010
Причем тут т 90? а вот вместе с т 54 т 10 очень гуд
В ангаре:
Löwe(фармер).
Ис-4(топ,элит),М3 Стюарт(прем, подарок),Тетрарх(прем,подарок),Валентайн,Кв-1, Кв-2,,Кв-3, Ис-8..
Паттон (топ,элит),Хэллкет(элит, кач экипажа для новой пт ветки), Т29(элит), Чаффи(элит).
Открыты:С51(претендент),Т25-2, Т32,Су-100,,Т-50-2,Panther 2,Jagdtiger, Maus.

kalovey #8 Отправлено 20 июл 2010 - 16:12

    Сержант

  • Бета-тестеры
  • 19642 боя
  • 104
  • Регистрация:
    04.05.2010
В полном дереве его нет хотя кто знает у немцев же есть в дереве ещё один ТТ10 может быть и ИС-10 добавят :rolleyes:

Infinitiw #9 Отправлено 20 июл 2010 - 16:15

    Младший лейтенант

  • Игроки
  • 4942 боя
  • 861
  • Регистрация:
    25.06.2010

Цитата

Может еще Т-90 добавить
слишком современно, разрабы же говорили что в игре будет техника 30-50 годов.
а ис-10 можно бы и добавить, только куда - ис-7 уже потолок, разве что сделать развилку после ис-4 - на выбор ис-7 или ис-10.

RenamedUser_14934 #10 Отправлено 20 июл 2010 - 16:19

    Старшина

  • Бета-тестеры
  • 21 бой
  • 482
  • Регистрация:
    03.05.2010
Немного дополню. На Т-10м в отличии от Т10 устанавливалась пушка  М62-Т2( имела двухплоскостный стабилизатор “Ливень” и прицел Т2С-29) и дизель В-12-6 мощностью 750 л.с.
Сейчас меня зовут MorgSn, если, что. Твинкота стала основным акком.

Nerezon #11 Отправлено 20 июл 2010 - 16:23

    Старший сержант

  • Бета-тестеры
  • 6020 боев
  • 210
  • Регистрация:
    13.02.2010
Хорошая статья, лови +  :)


Everybody lies

Цитата

чесно нефента не понял шо ты там бормотал о сполерах, ты по руски можеш обеснить?
(c) 

ILyeS #12 Отправлено 20 июл 2010 - 16:24

    Младший сержант

  • Бета-тестеры
  • 5548 боев
  • 59
  • Регистрация:
    19.06.2010
Хорошая машина ! :rolleyes:

erender #13 Отправлено 20 июл 2010 - 16:24

    Сержант

  • Разработчики
  • 26224 боя
  • 101
  • Регистрация:
    01.07.2010
давайте еще Объект 279 вспоомним :)
и попросим его обязательно внести :)
можно даже как премиумный :)
Special effects artist.

Photocor #14 Отправлено 20 июл 2010 - 16:31

    Старшина

  • Бета-тестеры
  • 9970 боев
  • 774
  • Регистрация:
    16.06.2010
Танк хороший, но сюда его не надо.

Velant #15 Отправлено 20 июл 2010 - 16:33

    Старший сержант

  • Игроки
  • 264 боя
  • 202
  • Регистрация:
    11.07.2010

Просмотр сообщенияerender (20 Июл 2010 - 16:24) писал:

давайте еще Объект 279 вспоомним :)
и попросим его обязательно внести :)
можно даже как премиумный :)
Хм уже вспомнили.=)

iurec #16 Отправлено 20 июл 2010 - 16:33

    Сержант

  • Игроки
  • 20879 боев
  • 117
  • [--F0X] --F0X
  • Регистрация:
    30.06.2010
просветил лови +
:Smile-izmena:

damart #17 Отправлено 20 июл 2010 - 16:33

    Старшина

  • Бета-тестеры
  • 6396 боев
  • 646
  • Регистрация:
    22.02.2010

Просмотр сообщенияMgtSn (20 Июл 2010 - 16:19) писал:

Немного дополню. На Т-10м в отличии от Т10 устанавливалась пушка  М62-Т2( имела двухплоскостный стабилизатор “Ливень” и прицел Т2С-29) и дизель В-12-6 мощностью 750 л.с.
кроме того сама пушка была точнее и ставилась не только м62, сначала удлиненная  Д-25ТА, Д-25ТС со стабилизатором и потом М62-Т2 вот это было зло, кстати вот вам и дерево исследований.

P_r_o_1_0_0_BoJIk #18 Отправлено 20 июл 2010 - 16:36

    Рядовой

  • Игроки
  • 8295 боев
  • 13
  • Регистрация:
    21.06.2010
Спасибо,интересно =)
Бла Бла Бла

InoCo #19 Отправлено 20 июл 2010 - 16:40

    Старший сержант

  • Игроки
  • 34092 боя
  • 244
  • [LROY] LROY
  • Регистрация:
    22.04.2010
Т10 был бы достойным соперником тому же Е-100. Так что было бы неплохо его добавить. Только в ветке немцев есть еще Е-50 и Е-75, которых вроде бы нечем заменить СССР.
«Если существуют два способа сделать что-либо, причём один из которых ведёт к катастрофе, то кто-нибудь изберёт именно этот способ» Закон Мёрфи
Из школьного курса биологии вам наверняка известно, что в черепной коробке человека скрываются мозги. От кого скрываются, впрочем не уточняется. boriska© WoT

RenamedUser_99731 #20 Отправлено 20 июл 2010 - 17:20

    Новобранец

  • Игроки
  • 0 боев
  • 2
  • Регистрация:
    17.07.2010
недурна машина :)
Мощь — это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой.
Сунь-Цзы




Количество пользователей, просматривающих этот форум: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных